Депортация азербайджанцев из Армении
Эта депортация осталась малоизвестной. И она имеет серьезные отличия от тех депортаций, которым «посчастливилось» прославиться больше. Между тем во многом эта «мягкая депортация» внесла немалый вклад в и без того напряженную историю армяно-азербайджанских взаимоотношений.
Первое отличие состоит в том, что причиной для переселения был не стандартный комплекс обвинений в предательстве и переходе на сторону врага, а желание властей, образно выражаясь, «утрясти жилищный вопрос». Вторым же отличием стало то, что переселять азербайджанцев предстояло в места проживания этого этноса. С виду это выглядело как своеобразное национальное воссоединение народа. Но, не все является таким, каким выглядит.
Причиной переселения азербайджанцев из Армении было другое переселение-воссоединение, только на этот раз армян. Поскольку советское правительство тогда начало компанию по репатриации армян на историческую родину, для вернувшихся требовалось место.
Предполагалось, что в Армению из-за границы вернется около 300 тысяч человек (на практике эта цифра оказалась раза в три меньше, но это стало ясно потом). Поэтому власти приняли решение выселить азербайджанцев из Армении, отправив их поближе к другим азербайджанцам.
Проблема была в том, что речь шла не о тех азербайджанцах, которые, подобно нашим современникам, живут в типовых квартирах, а о тех, кто веками жил на одном месте. У них там были могилы предков, дорогие сердцу места, прочные родственные связи с другими, и всего этого предстояло лишиться.
Другая проблема была «решена» типично по-сталински: на новом месте людей предстояло кое-как растыкать куда попало, а там дальше – как-нибудь утрясется. Никаких спецпоселений не было, но легче от этого как-то особо не стало. Предполагалось провести переселение в три приема (по одному в год). Общая численность переселенных должна была составить около 100 тысяч человек. Самое удивительное, что власти были обязаны переселить этих людей, но в то же время «на добровольных началах».
О степени добровольности переселения говорят записки тех же представителей власти. Так генерал-майор Григорьян докладывал о многочисленных случаях явного нежелания азербайджанцев покидать родные места. Приводились примеры, ярко живописующие то, с какой болью было воспринято это переселение.
Однако руководство проигнорировало это, ведь если «великий Сталин» приказал, спорить с ним решались немногие. На новом месте прибывшим были отнюдь не рады. И этих людей тоже можно понять, поскольку, когда на площади в 15 кв. м. ютится полтора десятка человек, выдержать сможет не каждый.
Многие жили в подвалах, сараях, землянках, а некоторые и вовсе под открытым небом, поскольку даже в землянках обитало по 5–10 человек. Естественно, следствием стала высокая смертность. Наивные люди писали жалобы Сталину, спрашивали его, кто это мог нарушить Конституцию, но, разумеется, все эти жалобы были проигнорированы.
Но, поскольку спецпоселений организовано не было, постепенно начался отток переселенных обратно в Армению. Естественно возвращались не все, но все же. Основной причиной была жуткая хозяйственная неустроенность на новом месте.
Определить точную численность переселенных довольно трудно и еще сложнее определить, сколько из них вернулось назад. Сейчас как армянские, так и азербайджанские историки в националистическом угаре манипулируют этими цифрами и поминутно взваливают всю вину на противоположную сторону, а свое участие вообще отрицают. Хотя мне очевидно, что основным преступником в этой истории является сталинский режим, не ставивший человеческую жизнь (хоть армянскую, хоть азербайджанскую) ни во что.
Источник