Славянские мусульмане: сколько их?
Традиционно считается, что большая часть германских народов исповедует католицизм или протестантизм, тюрок – ислам, а славян – православие. Однако такое деление, мягко говоря, неверно. Я не буду говорить сейчас о германцах и тюрках, ограничившись славянами.
Основная масса наших соотечественников даже не знает, сколько на свете исламизированных славян. И речь отнюдь не о современных отдельных личностях, принявших эту религию, а о целых народах. Впрочем, многие из этих народов тоже остаются неизвестными. Сегодня – о них.
Распространение этой религии связано с османскими завоеваниями, которая где мытьем, где катанием навязывала людям ислам. Народ не был от этого в восторге, но постепенно дело шло. К слову, это прекрасный урок, показывающий, что можно навязать народу религию, смело рассчитывая на то, что он потом будет хранить навязанному верность.
Скорее всего, именно так распространялось и православие, и другие пришедшие извне религии: сначала народ нехотя мирится с навязанным, а потом уже считает исконным и готов умереть на него. В свете вышесказанного неудивительно, что большая часть славянских мусульман живет в районе Балкан.
Интересен и такой нюанс как очередность принятия ислама. Во главе колонны стала знать, не желавшая платить повышенные налоги. Простой народ шевелился медленнее, но в конце концов никуда не делся.
Босняки принимали относительно легко, тем более что христианство еще не успело пустить в их среде глубокие корни. Правда и ислам у них проявляется в очень легкой форме. Они и от алкоголя не шарахаются, и с женщинами на равных.
Помаки во многом выделились из общеболгарской среды именно благодаря исламу. Хотя их язык явно славянский, в него проникло изрядное количество турецкой лексики. Парадокс, но вместе с этим в их языке сохранились и крайне архаичные славянские формы.
Процесс перехода из христианства в ислам проходил долго и довольно болезненно и так до конца и не завершился. В результате и сегодня в их культуре присутствуют как христианские, так и языческие реликты.
Вряд ли кто-то наслышан о торбешах, живущих в Македонии. Между тем они считаются этакими македонскими «тру-славянами». Ислам они приняли очень поздно, и этот процесс завершился только где-то в XVIII веке.
Очень интересны горанцы, которые живут на юге Косово. Однако не стоит их путать с албанцами. Горанцы – славяне, хотя и исповедуют ислам. Многие считают их исламизированными сербами, ибо говорят горанцы на сербском, смешанном с болгарским.
Сами себя они, естественно, считают отдельным народом, который, как всегда, «маленький, но очень гордый». Правда, с этим не всегда были согласны соседи, регулярно напоминавшие горанцам делом, что они, конечно, гордый народ, но очень маленький.
После натовскго вмешательства в дела Югославии, большая часть горанцев дала тягу в Сербию, ибо оказалось, что славянском мусульманину гораздо лучше живется среди славянских христиан, чем среди албанских единоверцев.
Потурченцы – так называют исламизированных черногорцев. Хотя последние и яростно сопротивлялись турецкому влиянию, однако часть народа все же приняла ислам, который называли турецкой верой. Так они и получили свое название – потурченцы. Хотя, в принципе, если бы немного подождали, могли бы обойтись и без смены веры, ибо в XVIII веке черногорцы отвесили туркам-османам более чем неиллюзорных люлей.
Такая вот картина. Нельзя сказать, чтобы эти мини-народы составляли значительный процент от общей славянской массы, но все же. Правда, постепенно число мусульман среди славянских народов растет, но верно и то, что еще быстрее возрастает число атеистов и агностиков.
Так что вполне возможно, что спустя некоторое время наиболее распространены будут нерелигиозные люди, следом за ними пойдут мусульмане, а христиане станут восприниматься как некий реликт из прошлого.
Источник