Баня: русский культ, ужасавший Европу
Давно известно, что средневековая Европа была грязным местом. Мало кому известны все подробности этой грязи, но в общих чертах все ясно. Особенно загадилась Европа после эпидемии чумы. Поскольку зараза распространялась и через общественные бани, люди сделали вывод, что она является наказанием за посещение бань и за мытье вообще.

К этому добавлялись и христианские проповедники, которые и мытье бичевали, и чистую одежду и вообще все, что хоть как-то намекало на уход за физическим телом. Доходило до того что религиозные фанатики в экстазе вообще собственными фекалиями обмазывались.
Впрочем, этим страдали не только католические, но и православные фанатики. Отказались от этого пристрастия только протестанты, хотя до XIX века и они чистотой не блистали. А что было в ту пору на Руси? Хотя по многим показателям наша страна сильно отставала от некоторых европейских стран, в плане чистоты она была несравнимо выше.
Исключением из этого были только вышеупомянутые религиозные фанатики (надо сказать, их было на несколько порядков меньше, чем в Европе). А также очень бедные деревенские семьи из степной зоны, где с дровами было очень туго.
Кстати, возможно, фанатики были бы многочисленнее, и их влияние на жизнь народных масс было бы выше (проще говоря – заразили бы народ культом загаженности), но в нашей стране религиозная власть никогда не стояла выше светской, поэтому и таких возможностей, как в Европе, церковь на Руси и в России не имела.
Особенно чистыми были жители Сибири и Поморья, где уровень жизни был заметно выше, и с дровами проблем не возникало. Да и влияние власти на жизнь там было несколько ослаблено. Посещение бани стало чем-то вроде основной формы досуга. Что же касается аристократии, то для нее баня была нормой в любой местности.
Церковь не особенно радовалась такому культу бань, но и то, не столько потому, что это бани, сколько потому, что мылись там сообща, игнорируя гендерные различия, проще говоря – все вместе.
Вообще русский культ мытья некогда был общеевропейским. Чистыми были и греки, и римляне. Варвары, жившие севернее, тоже очень любили этот процесс. Так что не только славяне были чистюлями. Но потом в жизни Европы пошли свои события, приведшие к искоренению мытья, тогда как у нас, в силу нашего варварства, сохранилась и такая варварская черта как привычка мыться. Да и с дровами у нас было лучше.
Процент деревенского населения у нас был и тогда выше, чем в Европе, и общественные бани были исключением. Даже в городах люди обычно имели собственную баню в собственном дворе. В результате бани как разносчик заразы роли не играли.
В Европе тогдашние врачи пришли к выводу, что баня способствует развитию болезней и повышает склонность «впитывать в тело яды». У нас все пошло другим путем, и, как видно из источников, баня уже при Иване Грозном воспринималась как лечебное средство.
Один из западных путешественников с удивлением писал, что лекарствами у нас пользовался только небольшой процент знати, а простой народ, заболев, просто выпивал стакан водки с толченым чесноком и порохом (?), после чего шел в баню, где сильно потел пару часов. Наутро хворь проходила. Начет пороха меня терзают смутные сомнения, хотя, как знать? Могу допустить, что в стакан путешественник не заглядывал, и мог спутать порох с перцем или каким-то другим порошком.
Естественно, баня как лечебное средство была известна и задолго до этого периода. Сохранению этого поспособствовало и то, что деревенские ведьмы и колдуны у нас были более многочисленны, и во многом именно они и заменяли почти отсутствующих у нас медиков. А баня для колдунов – культовое место еще с языческих времен. Собственно, поэтому традиционный посыл в баню и воспринимался с точки зрения христианской парадигмы как посыл к черту.
Как бы там ни было, но в большинстве случаев баня была почти в каждом дворе. Не все из них топились по-белому, но и по-черному – тоже мытье. Если не было бани, париться могли прямо в печи. После того как еда была приготовлена, из нее выгребали золу и выстилали пространство соломой. После этого на солому аккуратно залезал человек.
Помощники начинали поливать стенки печи водой, и человек мог основательно и притом радикально пропотеть. Особенно полезным считался пар не от воды, а от кваса. Конечно, это было не особенно удобно, да и печь должна была быть большой, но от грязи да хвори можно и в пекло пролезть.
Более зажиточные ходили в баню каждый день. Другие – хотя бы по субботам. Считалось, что париться нужно только натощак. При царе Алексее Михайловиче в городах начинают строить и общественные бани. Опять же мылись все вместе, что иностранцев просто приводило в шок. Некоторые даже специально приезжали поглазеть на это зрелище. А когда после этого моющиеся выбегали из бани и бросались в реку или снег, иностранцы и вовсе выпадали в осадок.
В середине XVIII века указом было запрещено мыться вместе, но пока не началось строительство бань с раздельными помещениями, народ это игнорировал. Со временем общественные бани становились все более добротными и, несмотря на то, что их посещение стоило денег, народ в них валом валил, и такие бани имелись в любом даже самом глухом городишке.
Кстати, иностранные путешественники, удивляясь этому русскому обычаю, сами к нему не пристрастились и только удивлялись. Соответственно и русские послы, бывавшие в Европе, несмотря ни на что хранили верность привычкам и продолжали ходить в бани, в которые местные забредали только от безысходности и не чаще нескольких раз в жизни.
Русские же делали это ежемесячно или даже чаще (хотя европейские бани их не впечатлили). За такое усердное мытье их в Европе считали извращенцами. А вот они писали на родину, что «король хранцузский смердит, аки дикий зверь».
Источник