Коронованные бастарды-2: кровожадный кардинал-воин
В череде славных бастардов, в личностях, скажем так, не слишком обремененных моралью, недостатка никогда не было. Однако есть среди них один, который даже вдохновил на написание книги, едва ли не главного проповедника аморальности – самого Никколо Макиавелли.
Последний написал работу «Государь», в которой фактически определил, что хороший правитель должен быть аморален и то, что хорошо для его подданных, для него может быть губительно. Такая двойная мораль в будущем получила название «макиавеллизм». Личностью же, ставшей для великого писателя и мыслителя примером, стал герой нашего сегодняшнего повествования – Чезаре Борджиа.


Как видно из названия статьи, статусом законного сына своего папеньки Чезаре обременен не был. Да и нельзя было его родителю обременяться законными узами скрепленного господом брака, ибо был он кардиналом, коим бог подобных вещей не скрепляет.
Такой жертвы кардиналу Родриго Борджиа было достаточно, и, не умея брачных уз, он, видимо, решил, что и на ширинку узы налагать не стоит. Завел себе любовниц, среди которых особо выделялась профессионалка своего ремесла – куртизанка Ванноцца. Она оказалась плодовитой и нарожала своему любовнику нескольких детей, среди которых и Чезаре.
Спустя некоторое время Родриго Борджиа правдами и неправдами, взятками и откровенными преступлениями делает себя папой Александром VI, и быстро начинает грести власть под себя. В итоге избалованный отцовской заботой 17-летний Чезаре становиться кардиналом, а его брат Джованни – полководцем. Планы отца были таковы, чтобы папский престол унаследовал Чезаре, а Джованни занимался собиранием земель на поле боя. Странно, что папа не знал, как смешат бога планы людей.
Хотя, смешили они не только бога. Нрав Джованни был таков, что он, похоже, был вообще ни на что не годен – ни для войны, ни для чего другого – только для прожигания жизни. Чезаре же талантами обделен, вроде, не был, а воли и энергии у него было предостаточно. Вот только среди талантов не было ни одного, который имел бы отношение к делам духовным.
Отчаянный задира, гуляка, дуэлянт и распутник – он был готов забраться в любую постель, кому бы она ни принадлежала – высокородной особе или крестьянке. Не гнушался молодой кардинал и похищениями девушек. Как утверждают, даже с собственной сестрой – Лукрецией, – успел позабавиться.
Батя-Папа, естественно, закрывал на это глаза. Получалось, что Чезаре делает все, чтобы показать отцу, что священник из него никудышный, а отец упорно это игнорирует. Чезаре мечтал, что подвигами на поле боя он объединит Италию, вернет былое величие, а отец в лице Великого Понтифика поддержит его. Но эта роль была определена его брату – бездарному Джованни.
Итогом стала смерть Джованни при невыясненных обстоятельствах. Все, естественно, стали коситься на Чезаре, тем более что большой любви между братьями не было. Но доказательств не было, да и искать их стал бы только самоубийца. В результате Чезаре стал военным, положив красную мантию на полку. Вот здесь у него дело пошло. Командуя папскими войсками, он не то чтобы проявил военный гений, но оказался весьма недурен.
При поддержке Папы (папы во всех смыслах) незаконнорожденный сын священнослужителя вдруг становится герцогом Валентинуа, коим его сделал Людовик XII. Заключает выгодный брак (тоже не без интриг). Борджиа были на подъеме и папские владения на Апеннинах заметно возросли. Казалось, вот-вот, и…
Но надежды Чезаре рухнули с таким же треском, как и планы Александра VI сделать своего буйного сына кардиналом. Отца с сыном пригласили отобедать. Дальше – отрава, смерть Папы, рядом рыгает его полумертвый отпрыск… Одним словом, раскатистый хохот гремел с заоблачных высей. Власть Борджиа была закрыта.
Правда, Чезаре оказался живуч и выкарабкался. Но новый Папа испытывал лютую ненависть к своему предшественнику и его семейству. Травить Чезаре повторно он не стал, но дал понять Чезаре, что в Италии ему не до конца рады. Тучи сгущались все больше, Чезаре не стал убегать в далекие края, поэтому его сначала лишили титулов, потом владений, а потом решили, что не стоит безродному, безземельному и безработному бастарду небо осквернять, и заточили его в крепость.
Но Чезаре был словно рожден, чтобы стать героем романа, и сбежал из тюрьмы. Дал тягу в Наварру, где высшей властью был родной брат титулованной благоверной Чезаре. Звали мини-короля Жан, и к своему безродному родичу он относился более чем лояльно: сделал его командующим наваррским войском. Однако не срослось – в 1507 году 32-летний Чезаре во время одной из военных акций попал в засаду, которая и окончила его бурную, но недолгую жизнь.
Источник