Как вымирает язык: пример убыхов
Те, кто вникал в кавказскую дружбу народов, стандартно приходят в ужас, обнаружив, что вместо ожидаемых 5–8 народов там обитает такое множество оных, что не рискну браться называть их точное количество. Народы, разумеется, по большей части маленькие, что закономерно на столь небольшой территории (даже при очень высокой плотности населения в этом регионе).
И вот ведь парадокс – народы маленькие, можно даже сказать крохотные, а собственный язык имеют! Веками жили по соседству с народами, говорящими на других языках, многое друг от друга приняли, но языки не смешались. Удивительное место!
Между тем это еще цветочки! Нынешнее языковое и этническое многообразие это лишь часть того, что было раньше. К сожалению, многие кавказские языки либо уже вымерли, либо вымирают. Увы, этот процесс вполне естественный и никогда не прекращался.
В современном же мире, как утверждают специалисты, эти процессы идут на несколько порядков быстрее и большая часть языков обречена на вымирание. Особенно это относится к языкам малочисленных народов. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев вместе с языком умирает и культура народа.
Не так давно вымер еще один кавказский язык – убыхский. Его последним носителем был Теуфик Эсенч, живший на территории Турции. Незадолго до смерти он посетил родину своих предков на Кавказе, после чего спокойно умер. С его кончиной язык перешел из категории живых, в ту, которая в энциклопедиях помечается крестиком.
Убыхи вообще могут быть примером того, как в очень короткое время можно лишиться родного языка. Когда-то они жили на Кавказе на территории современного Большого Сочи. Но потом началась Кавказская война, и они встали на сторону противников России. Репутация у них была грозная, и даже соседи, не страдавшие от нехватки мужества, утверждали, что этому качеству нужно учиться у убыхов. Однако одной храбрости для победы маловато, и убыхи оказались в числе проигравших.
После победы России им было предложено подчиниться царской власти и переселиться на Кубань. Но, видимо, убыхам было все равно куда переселяться, и мусульманская Османская империя им показалась более выгодным вариантом. Как по мне, лучше бы приняли предложение властей – дольше бы язык сохраняли. Хотя, думаю, продолжительность жизни убыхского языка взросла бы не слишком сильно.
Сейчас стало модно обвинять во всем Российскую империю, которая-де смела традиционные культуры малых народов. Но, ничего не поделаешь – так поступают все крупные государства. Примером может быть та же Турция, перебравшись в которую убыхи все равно позабыли свой язык.
Если бы они жили компактно, как у себя на родине или в тех местах на Кубани, куда им предлагали перебраться, это помогло бы сохранить идентичность. Но в Турции 50–70 тысяч мигрантов разбрелись по всей стране, образуя небольшие поселения.
Особого резона хранить язык не было, и всего за 100 лет он почти полностью исчез. Тем более что сами убыхи говорят, что просто считали невежливым говорить по-убыхски среди людей, которые его не понимали. Свой вклад внесли и СМИ, которые во второй половине ХХ века колоссально поспособствовали культурному сближению народов и, соответственно, утрате национальных черт.
Впрочем, если бы убыхи так и остались на Кавказе, и даже если бы не было Кавказской войны, и даже если бы сформировалась какая-то независимая Убыхия, язык это все равно вряд ли спасло бы. Потому, что еще до начала войны он активно вытеснялся из повседневного общения под влиянием адыгских и абхазских языков.
Уже в XIX веке русские кавказоведы говорили, что убыхи были лишь остатком некогда многочисленных народов, говоривших на родственных языках, но все они были ассимилированы соседями. Скорее всего, такая же участь постигла бы и убыхов. Собственно, так и произошло, с той только разницей, что растворились убыхи не в кавказских народах, а в турках.
Между тем язык был действительно уникален. Представьте себе, что там согласных было целых 80 штук, а гласных – только три. Причем две из этих трех гласных являются звуком «а», и отличаются друг от друга только протяженностью. К сожалению, язык умер.
Но, хотя носитель языка и скончался, унеся с собой в могилу и все многообразие языка, другие убыхи все же не полностью растворились в турках, и помнят, что они кавказцы, хранят как могут свои обычаи и достаточно часто знают несколько фраз на убыхском.
Естественно, если никто не устроит возрождение народа, наподобие того, какое устроили сто лет назад евреи, эти обычаи тоже исчезнут, а убыхи полностью ассимилируются, тем более, что большая часть молодежи покидает родные села и отправляется жить в города, а то и вовсе за границу.
Источник