Жизнь / История / 12 март 2020

Африканская воительница, ставшая кошмаром для европейцев: правда о черной королеве Анголы!

Вряд ли в современной Анголе есть фигура более культовая, чем королева Зинга. Конечно, во многом это объясняется тем, что с героями в этом молодом государстве не густо. Серьезных политиков там мало, воины больше смахивают на гопников и террористов, а численность ученых ничтожна и диаметрально противоположна численности людоедов. 

Африканская воительница, ставшая кошмаром для европейцев: правда о черной королеве Анголы!

Поэтому в Анголе, почти во всех сферах жизни главным героем является королева Зинга, которая и умнейшая, и величайшая, и благороднейшая, и воительница непобедимая, и прекрасная настолько, что таких сейчас и не бывает. И вообще – работорговцы и все европейцы разбегались в страхе от одного ее имени, и выкосила она их столько, что поля до сих пор плодородны. Остается узнать, кем была сия дивная дама на самом деле.

Ее история началась еще до рождения с визита португальцев в Африку. Визит был нанесен сначала с исследовательскими целями, но почти сразу чернобородые бороздуны морей заметили, что негры постоянно совершают друг на друга набеги, берут пленников, которых потом в лучшем случае делают рабами. Всех остальных либо кушают, либо пускают под нож. 

Рациональный европейский ум сразу же понял, что этим несчастным можно найти и более разумное применение. В результате было сделано предложение пожертвовать обедом и радующим глаз зрелищем пыток во имя выгоды. Негры согласились, и так началась история португальской работорговли.

Со временем рабский труд позволил Португалии заметно окрепнуть, а прибрежным неграм стать настоящей нацией работорговцев, вернее, раболовцев. Если раньше они охотились на ближнего своего все больше для престижу или для души, то теперь стали жить этим, отдаваясь промыслу всем сердцем. 

Порой совершали рейды чуть ли не через всю Африку, притом с такой скоростью (использовали местный допинг), что сложно поверить. Вот только при таких переходах значительная часть пойманных дохла как мухи, но такой вариант был выгоднее, чем медленное продвижение с сохранением всего улова.

Однако примерно через сто лет у португальцев появились конкуренты в лице Франции и Англии. Но именно тогда вместо бриттов или французов португальцы столкнулись с черной королевой, ставшей для них настоящей занозой в известном месте.

Сия дама родилась в королевской семье примерно в 1583 году. По легенде ее шея была обвита пуповиной, что согласно местным поверьям, предвещало гордый нрав. Несмотря на то, что у нее был брат, отец почему-то выделял Зингу и привлекал ее к управлению его полудикой страной. Она набралась опыта и стала хорошей охотницей и вроде бы даже воительницей. 

Но гораздо важнее, что она выучила португальский язык и усвоила ненависть к оным. Местные легенды говорят, что она тогда поклялась мстить белым и объявила священную войну против них, выигрывая одно сражение за другим и освобождая людей из рабства. И, если вы, дорогой читатель, будете проездом в Анголе – не спорьте с этим. Скажите лучше, что наш царь был наслышан о ее подвигах и мечтал заключить с ней союз, но рано помер.

[img]"[/img]

Но на самом деле, Зинга вполне нормально вела с португальцами переговоры, и суть оных сводилась к банальному дележу прибыли от продажи рабов. Каждый тянул одеяло на себя. А когда ей было около 35 лет, ее братец захватил трон или другой священный табурет, который выполнял там функцию престола вседержителей.

Вот тут-то Зинга и поклялась, и всем показала, что… Увы, ничего она никому показывать не стала, и работала на брата, который продолжал сотрудничать с португальцами, используя сестру как торгового дипломата.

Легенда гласит, что, когда португальцы потребовали подчиниться им, то она возмутилась и поклялась, что теперь всем белым… Ну, в общем, вы поняли, что ничего подобного не было. Она договаривалась с португальцами о ненападении, а когда те предложили ей креститься, она это выполнила и стала Анной да Сузой. 

Дальше, легенды гласят, что португальцы предательски убили брата Зинги, возмутив в ней праведный гнев. На самом деле она траванула она его и без посторонней помощи, рассчитывая на поддержку португальцев, которым христианка должна быть милее язычника. Как бы там ни было, но она стала королевой и вот тогда и высказала, свое гордое слово!

Слово сводилось к тому, что рабы теперь будут идти по такой-то цене и ни бананом ниже! И что теперь она сама будет определять курс раба на африканском рынке. Португальцы от своей единоверки такого фортеля не ожидали, сказали «Ишь, чё удумала? Ща мы те покажем!». После чего подошли к столице государства и сожгли этот кишлак.

После этого мятежная королева с остатками воинов бежала в горы, где собралась со свежими силами и заключила союзы с другими племенами. Надо отдать ей должное, что помимо этого она привлекла на свою сторону беглых рабов и негров, успевших отслужить под португальским началом. Последние были ценны пониманием того, что война не ограничивается быстрым бегом с копьем наперевес и с дико вытаращенными глазами. 

Однако все равно война шла ни шатко, ни валко. Португальцам горная королева была не слишком интересна, хотя и мешала. Сама же она, хотя и хотела мешать им еще больше, но спуститься с гор побаивалась. 

И вот тогда-то королева, «поклявшаяся изгнать из Африки всех белых», поступила по-умному. Она заключила союз с голландцами, которые были белее любого португальца. Правда, умно это было только в контексте стремления напакостить португальцам, а не вообще.

Совместная афро-голландская армия захватила Луанду и потеснила португальцев. Однако полностью вытолкать последних из страны все же не удалось. Те отдышались, пригладили черные бороды и, надев кирасы, вернули себе утраченное.

Королева опять ушла в бега, и так продолжалось до тех пор, пока специалисты по перекупке чернокожих не нанесли ей столько поражений, что Зинга осталась перед выбором: стать вассалом Португалии либо отречься от престола. Она выбрала последнее. К тому времени ей было уже около 72–75 лет.

В Анголе говорят, что она была хранительницей традиций и африканской идентичности. На самом же деле она приняла христианство и активно вытесняла им местные верования, запретив некоторые дедовские обычаи, в частности многоженство. 

В Анголе говорят, что она основала нынешнюю Луанду, которая уже при ее жизни была большим городом и должна была стать столицей ее королевства и центром единения африканских народов. На деле же Луанду (в оригинале Сан-Паулу-ди-Луанда) была основана внуком Бартоломеу Диаша – Паулу Диашем де Новаишем, – и в ту пору была лишь деревней.

[img]"[/img]

Говорят, что даже после ее смерти Ангола, созданная Зингой, была могущественна и противостояла португальской колонизации до XIX веке, т. е. еще несколько веков. На деле Ангола была захвачена бывшими союзниками Зинги – голландцами. И произошло это не в XIX веке, а в XVII – всего через 17 лет после отречения Зинги от престола. А еще через 7 лет португальцы снова берут Анголу под свой контроль.

Кстати, хотя борьба с Португалией началась в Анголе в 50-х годах ХХ века, и именно тогда из Зинги сделали супербабу, на деле Ангола получила независимость в результате переворота, произошедшего в самой Португалии, после которого всем колониям была предоставлена независимость. И португальский язык так и остался официальным языком Анголы. Потомки же вывезенных рабов живут в Бразилии и ни в какую не хотят возвращаться на родину предков.

Только вы, дорогой читатель, если будете проездом в Анголе… В общем, молчок, только молчок!

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930