Россия / Северная Осетия / 02 июнь 2018
Саханджери Гидзоевич МАМСУРОВ (1882-1937) – к 135-летню со дня рождения
Революционер, государственный деятель, соратник С. М. Кирова; был одним из самых видных общественных деятелей дооктябрьского и послеоктябрьского 1917 года периодов в истории осетинского революционно-освободительного движения и социалистического строительства в Осетии и на Северном Кавказе. Пламенный патриот Советской Родины, первый председатель Совета Народных Комиссаров Горской Республики Саханджери Мамсуров, посвятивший всю свою революционную и общественно-политическую деятельность служению трудящемуся народу, стал жертвой политических репрессий в СССР 1937 года. С. Г. Мамсуров имеет право занимать одну из самых блестящих страниц в истории осетинского народа первой половины 20 века.
С. Г. Мамсуров родился в бедной крестьянской семье 7 января 1882 года в с. Ольгинское Владикавказского округа.
Саханджери в возрасте двух лет, а также его три брата и три сестры остались с матерью без всяких средств к существованию. Однако благодаря поддержке родственников Мамсуров получил начальное образование, добился поступления в известную Ардонскую семинарию, где, проучившись около двух лет, был исключен за неисполнение религиозных обязанностей. После семинарии, работая учителем в
с. Кобань, Саханджери получил первые представления о революциях, классовой борьбе от политического ссыльного социал-демократа Виноградова. В конце 1903 года он продолжил свое политическое самообразование во Владикавказе в подпольной группе известного социал-демократа Ахмеда Цаликова и в том же году стал членом Городского комитета. Весной 1905 года Мамсуров руководил первой широкой демонстрацией и забастовкой владикавказских рабочих. В 1905 году Саханджери жил в Москве, активно участвуя в политической жизни столицы. Во время декабрьского восстания был членом боевого Совета, затем членом Президиума Московского Совета безработных, при разгоне которого был арестован, сидел в Бутырках, продолжая и в тюрьме революционную деятельность. В 1906 году Мамсуров вступил в партию большевиков, а летом 1907 года направился во Владикавказ, где образовал группу большевиков и вел общеполитическую работу среди населения города. В 1911 году был арестован, но бежал в Сибирь, затем по семейным обстоятельствам попал на Дальний Восток, оттуда при помощи своего школьного товарища переправился за границу в Японию, а потом – в Китай, некоторое время жил в Австрии. По возвращении, в 1915 году был арестован и после двухмесячного заключения мобилизован как ратник государственного ополчения, откуда его направили в военное училище, после окончания которого произведен в прапорщики и в 1916 году направлен служить в Туркестанский военный округ.
В августе 1917 года после февральской революции Саханджери Мамсуров спешно возвращается в г. Владикавказ и сразу же включается в активную деятельность, направленную на победу социалистической революции на Северном Кавказе. Он ведет борьбу с контрреволюционными и националистическими силами, работает в составе Совета Обороны Северного Кавказа, организует подпольную работу в тылу во время деникинского разгула. С самого начала избранного им для себя трудного и опасного пути в период бурных революционных событий в Горской области и на всем Северном Кавказе Мамсуров встретил своего единомышленника и друга С. М. Кирова, с которым он прошел этот путь до победного конца. За свою активную революционную и политическую деятельность Саханджери неоднократно подвергался арестам белогвардейцами и меньшевиками Грузии; вооруженным нападениям со стороны контрреволюционных и националистических элементов Северного Кавказа. Свидетелем одного из таких дерзких нападений был племянник Саханджери Мамсурова Хаджи-Умар. В то время будущему прославленному разведчику, легендарному полковнику Ксанти в республиканской Испании, впоследствии генерал-полковнику, Герою Советского Союза Хаджи-Умару Джиоровичу Мамсурову было всего тринадцать лет, но он часто бывал с дядей и помогал ему в революционной работе. Однажды их подстерегли шестеро вооруженных бандитов в офицерской форме и яростно набросились на Саханджери с целью его ликвидации. Однако в считанные минуты он расправился с четырьмя из них голыми руками и обезоружил их. Так племянник получил первый урок ведения рукопашной схватки с применением приемов джиу-джитсу. Благодаря Саханджери, который сумел рассмотреть в подростке будущего талантливого, храброго, волевого и мужественного командира, в 13 лет Хаджи-Умар начал военную службу в конном эскадроне.
В декабре 1920 г. Саханджери Мамсуров выехал в Москву в качестве Председателя Чрезвычайной комиссии от горских народов по выработке Конституции Горской Советской Социалистической республики и остался работать в Москве как представитель от Горской республики. Вскоре он возвращается на Северный Кавказ и работает в последующие годы: председателем окружного Реввоенсовета, председателем СНК Горской республики, заместителем председателя Северо-Кавказского крайисполкома; избирается делегатом многих областных, краевых, всероссийских и всесоюзных съездов Советов и партии.
И куда бы ни забросила его судьба. С. Г. Мамсуров, по характеристике, данной ему секретарем Горского областного партийного комитета РКП(б) Н. Ф. Гикало, «энергичен и инициативен, настойчив, владеет собой. Ошибки признает и делает из них выводы, отношение к товарищам по партии хорошее. С подчиненными требователен. Наклонностью к склокам не обладает. Прямолинеен и искренен».
Высокую оценку личности С. Г. Мамсурова давали многие видные деятели коммунистической партии и советского государства.
Наибольшего доверия, по нашему мнению, заслуживают оценки, которые приводятся в воспоминаниях X. Мамсурова, хранящиеся в Архивном фонде РСО-Алания.
Вот лишь три примера из этих воспоминаний;
В марте 1933 года X. Мамсуров, отдыхая в Кисловодске, встретился с Г. К. Орджоникидзе, который представил Хаджи-Умара своему другу Бесо Ломинадзе словами: «это племянник Саханджери Мамсурова, такой же боевой, как он». Затем Серго спросил, давно ли он видел Саханджери и как живет отец Джиор? Получив ответ, что не видел Саханджери около года. Орджоникидзе возмущенно сказал: «Нельзя так, бичо, твой дядя великолепный большевик, многое сделал для народа и сделает еще – нельзя его забывать, почаще наведывайся к нему, у него есть чему поучиться. Хоть ты и сам с усами».
«Анастас Иванович Микоян много раз говорил о С. Г. Мамсурове как о честнейшем коммунисте и как о человеке большого ума», «как о большом и принципиальном человеке, непримиримом к отступлениям от марксизма-ленинизма коммунисте, готовом драться и отстаивать свои взгляды с любым врагом».
«В январе 1939 года Климент Ефремович Ворошилов, в присутствии десяти человек, заявил: «Как член Политбюро и ЦК нашей партии заявляю Вам, что я Саханджери Мамсурова знал как одного из лучших и крупнейших большевиков на Кавказе и что погиб он по ошибке».
А вот мнение и самого Хаджи-Умара Джиоровича Мамсурова о Саханджери: «Я не знаю, когда отдыхал этот огромной кипучей деятельности человек. За этот период (1917-1918 гг.) я не видел, живя с ним в комнате и бывая с ним, чтобы этот человек имел какую-то свою личную жизнь. Вся жизнь и деятельность этого человека, каждая минута его жизни была направлена к одной цели – победа социалистической революции. Будучи хорошо эрудированным и блестящим оратором, он был настоящим пропагандистом и отважным бойцом большевистской партии…, активнейшим деятелем большевистской партии на Северном Кавказе… Я не думаю, чтобы этот человек, выработавший в себе железный характер и волю, мог поступиться когда-нибудь своими принципами и показать свое малодушие или слабость… Исключительная прямота, смелость и личная храбрость отличали Саханджери Гидзоевича Мамсурова».
В 1937 году С. Г. Мамсуров, всю свою жизнь и все силы посвятивший партии, стал жертвой необоснованной репрессии и был расстрелян.
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Экономика
Происшествия
Спорт
Бизнес