Жизнь / История / 23 март 2020

Как древняя легенда отразилась на взаимоотношениях синдов и скифов

Более 2,5 тысяч лет назад Кубань была заселена множеством народов и племен. О большинстве из них до нас дошли только отрывочные дынные в работах античных авторов и отдельных упоминаниях в эпосе кавказских народов. Часть информации о жизни древней Кубани даёт археологический материал. Настоящие открытия, приоткрывающие занавес на давно минувшие события, происходившие на кубанских землях, даёт сопоставление письменных и археологических источников.

Одним из примеров такого сопоставления может стать интерпретация письменно зафиксированной легенды о конфликте между скифами и синдами при приобщении археологических данных.

Скифы были древним народом, проживавшим в Северном Причерноморье и севернее. Синды были одним из меотских племён. Проживали они на Таманском полуострове с прилегающими территориями. Восточная граница их обитания проходила приблизительно в районе Курчанского лимана, где они граничили с дандариями. Южная граница их земель проходила чуть южнее современной Анапы, далее жили керкеты. В греческих источниках земля синдов так и названа Синдикой.

Синды наиболее активно взаимодействовали с греческими колонистами на Кубани. После создания Боспорского царства вошли в его состав, где частично были ассимилированы и эллинизированы.

Геродот, живший в V в. до н.э., описал легенду, согласно которой, некогда синды были рабами скифов. Во время одной из войн с Мидией скифы отсутствовали 28 лет. За это время их жены вышли замуж за своих рабов и родили от них детей. С этими детьми скифы столкнулись по возвращении с войны. Чтобы защититься от скифов, синды выкопали огромный ров от Таврских гор до Меотийского озера. Скифы не смогли победить их в сражениях и пошли на хитрость. Они взяли в руки кнуты и рванулись на синдов. Синды были ошеломлены этим и, вспомнив своё рабское положение, бежали. Впоследствии этот ров стал восточной границей обитания царских скифов.

Римский историк Помпей Трог в I в. до н.э. несколько иначе излагает эту легенду. Скифам, возвратившимся из своего 8-летнего третьего военного похода в Азию, пришлось на родине воевать со своими рабами, ранее охранявшими их стада. Жены скифов, решив, что их мужей убили, вышли замуж за рабов (синдов). По возвращении скифов рабы восстали. После продолжительной борьбы скифы вооружились розгами и плетьми и произвели на синдов шок, указав им их рабское место. От такого смущения синды бежали, а тех, кого поймали, распяли на крестах, предав позорной смерти. Женщины же повесились или зарезались.

Во II в. н.э. грекоязычный римлянин Полиэн описал эти события следующим образом: скифы ушли в набег на Азию. Во время их отсутствия скифянки родили детей от своих рабов. По возвращении скифов рабы подняли восстание и двинулись с оружием на своих бывших господ. Скифы же взяли в руки плетьи и ринулись на рабов. Те же в испуге бежали.

[img]"[/img]

Из этих данных следует отметить общее то, что синды некоторое время были подчиненны скифам. Но во время одного из длительных отсутствий скифов они вступили в связь со скифянками. По возвращении скифов синды поднялись на вооруженную борьбу, но были сломлены и бежали с поля битвы. Причем Геродот уточняет, что сражение это происходило у некоего рва, проходящем по одной из границ синдских владений.

В наше время на Керченском и Таманских полуостровах имеются древние оборонительные сооружения в виде валов и рвов. Часть этих строений были исследованы археологами. По версии А.А. Масленникова, на роль упомянутого Геродотом рва можно отнести Ак-Монайский вал, расположенный в восточном Крыму. Именно этот вал в раннескифское время и до начала греческой колонизации Северного Причерноморья мог быть границей между царскими скифами и синдским населением, обитавшим на Керченском полуострове.

Помимо Ак-Монайского вала там присутствуют и иные валы, к примеру Тиритакский. Однако, Тиритакский вал, судя по найденной при его шурфовках керамике, был сооружен чуть менее чем за тысячу лет до конфликта скифов и синдов, в XIV - XII вв. до н.э., во время проживания в регионе представителей сабатиновской или каменской археологических культур.

Возведение оборонительных валов и рвов в эпоху поздней бронзы могло быть связано с мероприятиями местного населения, оборонявшегося от кочевников, активно использовавших "бычий брод" (Боспор, или же современный Керченский пролив).

Интересным фактом в интерпретации легенды о конфликте скифов и синдов стала находка из погребения на Тлийском могильнике, расположенном на Кавказе. Это часть бронзовых накладок на пояс. На одной из накладок есть изображения бородатого всадника, лук и стрелы которого находятся в колчане, а в руках он держит плеть с тремя хлыстами. К коню привязана голова безбородого юнца. Это сюжет повторяет легенду о выше описанном конфликте, произошедшему в начале VI в. до н.э., но только это изображения сделано раньше, чем был сам конфликт и относится к X-VII вв. до н.э.

По всей видимости, Геродот передал легенду синдов или скифов. Однако действия этой легенды, судя по всему, происходили гораздо раньше и уже со временем наложились на скифо-синдский конфликт.

Ж. Дюмизель отмечал, что в нартовском эпосе осетин есть сказание о посрамлении и гибели сына слепого гиганта, которое может быть сопоставимо с "геродотовой легендой".

Археологический материал указывает, что начало функционирования Тлийского могильника относится к XVI - XIII вв. до н.э., что совпадает со строительством выше указанных валов. По всей видимости, описанное Геродотом событие произошло на несколько столетий ранее, а некая знаменательная битва на этих валах нашла своё отражение в кавказских преданиях, в том числе и синдском эпосе. Из этого можно заключить, что население восточной части Крыма эпохи поздней бронзы могло частично мигрировать на Кавказ, перенеся в своей памяти воспоминание о возведении значительных оборонительных сооружений и знаменательной битве на их рубежах.

В силу такой возможной миграции может свидетельствовать ряд фактов. Для возведения только одного Тиритакского вала, по подсчетам В.П. Толстикова, необходима работа 7-8 тысяч людей на протяжении 2 лет. Греки, как и синды, столкнувшись со скифской угрозой в начале V в. до н.э. не могли по отдельности возвести сеть этих оборонительных сооружений. По всей видимости, они только восстановили уже существовавшую до них укрепленную линию.

По археологическим материалам, относящимся к эпохе поздней бронзы, следует, что в XIII - XII вв. до н.э., как отметила И.А. Сорокина, происходило продвижение носителей сабатиновской культуры на Кубань. По всей видимости, именно "сабатиновцы" создали угрозу для местного восточнокрымского и кубанского населения, которое в качестве защиты возвело вышеуказанные валы. Однако, это не спасло их и часть этого древнекубанского населения мигрировало на Кавказ.

Надеюсь, что развитие археологии и новые находки в дальнейшем прольют свет на многие неизвестные факты и события из древней истории Кубани.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
х