Жизнь / История / 23 март 2020

Чеченцы – исконно христианский народ!

Северный Кавказ и, особенно, Чечня и Дагестан считаются одним из центров ислама в нашей стране. Причем некоторые утверждают что именно этот регион более других склонен скатываться к самым радикальным формам этой религии.

Чеченцы – исконно христианский народ!

Так это или же просто бесстыжие СМИ такой имидж сформировали, я судить не стану, но то, что вайнахов у нас воспринимают как прирожденных ультрамусульман – сомнению не подлежит.

Для тех, кто не вникал в суть, вайнахами называют все народы, говорящие на языках нахско-дагестанской группы. К таким народам относятся чеченцы, ингуши, аварцы и еще изрядное количество народов поменьше.
Но все они тяготеют к северо-востоку Кавказа, хотя в далекие времена жили даже на территории нынешнего Азербайджана, и, возможно, даже южнее. И это, кстати, не выдумки чеченских нацистов, утверждающих, что чеченцы создали шумерскую цивилизацию – ничего подобного.
Присутствие вайнахов в Закавказье – научный факт. Другое дело, что это были другие вайнахи, впоследствии ассимилированные народами нынешнего Азербайджана, а не предки тех, кто сегодня обитает в Чечне и Дагестане.

Всем кажется, что вайнах по умолчанию является мусульманином, и что какую-то другую религию его предки если и исповедовали, то так давно, что и представить сложно. На самом же деле, как это обычно и случается в истории, все не так однозначно и вообще не так.

Для начала стоит отметить, что религиозное рвение у вайнахов началось только при имаме Шамиле, да и то не у всех, поскольку довольно многие считали его нарушителем дедовских традиций. Так сказать, смотрели на него как на предателя исконных традиций и попирателя обычаев. Возникает вопрос: а что там за обычаи были такие и традиции? Ну, хотя бы в сфере религии?

Первое, что следует учитывать – это то, что вайнахи были изначально язычниками. Причем нахское язычество представляет огромный интерес, хотя бы потому, что сами вайнахи являются коренными жителями Северного Кавказа и все их традиции сформировались именно на этом месте. Есть и другие причины, по которым оно имеет огромный интерес. К сожалению, записано оно не было, а искоренялось усердно, так что многое теперь уже кануло в Лету. А жаль!

Кавказ интересен еще и тем, что христианские проповедники добрались сюда очень быстро. Крутых философов, подобных античным, которые могли бы поднять проповедников на смех, здесь в избытке не водилось, поэтому проповедь была успешной. Кавказ был официально обращен в христианство еще в начале IV века.

[img]"[/img]

Первой была то ли Грузия, то ли Армения (армяне и грузины по сей день спорят, но скорее всего, правы армяне), а следом за ними была обращена в христианство Кавказская Албания, находившаяся примерно там же, где сейчас находится Азербайджан.

Однако древние границы Грузии и Кавказской Албании в ту пору простирались довольно далеко на север, в том числе и на земли нынешних вайнахов. Соответственно, вайнахи довольно рано услышали проповедь христианства. Ориентировочно в VII веке, хотя научных следов того что это произошло ранее VIII века пока нет.

Особенно усердствовала церковь Кавказской Албании. По слухам, здесь проповедовал сам апостол Варфоломей, хотя это не более чем легенда, вряд ли имевшая место быть в действительности.

Сами легенды особого интереса не представляют, поскольку копируют традиционные христианские легенды (уверовал-проповедовал-чудотворил-был умучен злыми язычниками-выбился в святые).

Интересно то, что первыми христианство среди нахско-дагестанских народов приняли удины. Этот народ в очень небольшом количестве, кстати, существует по сей день и, что очень важно, по сей день исповедует христианство.

Власть Кавказской Албании распространялась на дагестанские земли довольно долго – примерно до VII века, и все это время там трудились христианские проповедники. Правда, сказать, насколько успешной была их деятельность, довольно затруднительно, поскольку письменных памятников не осталось, а реконструкции показывают, что доминировало язычество.

А потом случились арабы, которые к тому времени придумали свою религию, которую и взялись распространять с редким усердием. Из-за этого усердия Кавказская Албания стала подвергаться их нападениям, и христианство стало уступать место исламу. В конце концов это государство просто исчезло.

Те немногие христиане, которые действительно дорожили своей верой, сбежали в горы Северного Кавказа. Остальные сменили ее на ислам, и я не вижу смысла осуждать их, поскольку, во-первых, в их шкуре не был, а во-вторых – христианство-то тоже насаждалось не слишком толерантными методами, так что оснований дорожить им у большинства албанцев не было.

Как бы там ни было, но падение Кавказской Албании привело к усилению христианского элемента на северо-восточном Кавказе, хотя доминирующим оно так и не стало.

[img]"[/img]

Гораздо важнее, что к тому времени христианская церковь уже окончательно утратила дух первых бродячих проповедников, которые даже на хлеб себе сами зарабатывали и шли проповедовать по зову, то ли сердца, то ли пораженной религиозным фанатизмом головы.

В VIII веке Церковь – это уже мощная организация, тесно сотрудничающая с государством. Поэтому распространение христианства прямо пропорционально усилению того или иного христианского государства, которое выступало как спонсор насаждения веры. Усилилось государство – отверзлись глаза народные, и пошло уверование. Ослабло государство – и внезапно стали все глухи к гласу истины христовой.

В упомянутом веке Грузинское и Абхазское царства в союзе с Византией усилились, и пошли нести вайнахам православие (до этого там преобладала монофизитская версия христианства). Потом сюда стал проникать понемногу ислам, но происходило это вяло, поскольку ущелья Северного Кавказа не слишком удобны для проповеди, зато очень удобны в качестве убежища для тех, кто бежал от арабов с низменностей.

Будь Арабский Халифат более долговечным, тогда бы вайнахов в ислам и обратили, но сие государство ослабело, и тон на Кавказе снова стали задавать христианские государства. К тому же к этому времени варварами с Севера была уничтожена иудейская Хазария, так что вайнахов можно было смело христианизировать.

Сначала эту линию двигал грузин Давид Строитель, потом царица Тамара, а в начале XIV сам грузинский патриарх посетил земли вайнахов с визитом. Посещал он их, разумеется, не с проповедью, а, так сказать, по приходам прошелся. Считается, что, по крайне мере, на словах и сколько то на деле, жители Ингушетии, Чечни и Горного Дагестана были православными, хотя следов язычества там было очень много и духовенство безуспешно с ними боролось.

В тот же период строятся христианские храмы. То, что проповедь веры носила, как минимум, принудительный характер с элементами вандализма, указывает то, что старые святилища не были заброшены, уступив место храмам. Нет: храмы строили сразу на месте еще недавно действующего святилища.

В общем, картина стандартная, но есть один интересный нюанс. Примерно в XV веке в этом регионе начинают действовать католические миссионеры, которые направились сюда из генуэзских колоний, которые в изобилии усеивали берега Черного моря. Добиться они ничего не добились, но, вероятно, проблем для православных создали немало, и смятение в умах местных жителей посеяли.

«Неужто, опять веру менять придется» – подумали вайнахи, и перспектива сносить православный храм и теперь ставить там католический, вряд ли показалась им привлекательной (это я фантазирую, если что).

Однако опасениям сбыться было не суждено, поскольку, как говорилось выше – распространение той или иной религии связано с усилением государства, и не более. Могущество христианских стран региона пошло на спад. Зато тогда еще могучая Золотая Орда перешла в ислам и стала ему покровительствовать. Вдобавок сюда двинул своих коней Тамерлан, да еще и Османская империя усилилась.

Для начала произошло закономерное – христианство, лишенное государственной поддержки, растворилось в дивном горном воздухе Кавказских гор, и население вернулось к вере предков – к язычеству. И лишь в XVII веке христианство пытается вернуть свои позиции. И опять это было связано с недолгим усилением Грузии. Кончилось усиление – пришел конец и возрождению христианства.

А вот могущество исламских государств было повыше. Соответственно и ислам проникал в вайнахскую среду увереннее, чем дышащее на ладан грузинское православие. Нельзя не отметить и то, что ислам в быту несколько проще отягощенного сложной обрядностью православия, что делает его более удобным для жителей не слишком комфортного северокавказского региона.

[img]"[/img]

Однако немногочисленные христианские общины, исповедующие грузинское православие, сохранились. Исчезли они только во время Кавказской войны. Так закончилась примерно тысячелетняя непростая и очень неровная история вайнахского христианства.

Примерно тогда же (при имаме Шамиле) почти полностью были уничтожены и языческие культы вайнахов, имеющие куда более древние, нежели христианство, корни. Корни были вырваны, следы по большей степени стерты и на расчищенную от веры предков почву засеяли семена новой веры, которая теперь многим кажется исконно вайнахской.

Впрочем, так происходит всегда: проповедники нового больше всего боятся памяти народной и уничтожают ее всеми силами. И так было не только у вайнахов.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
х