Народ суйты, или Почему Алсунгский край хотел отделиться от Латвии?
На Западе Латвии есть небольшая административно-территориальная единица — А́лсунгский край. Его площадь составляет всего 190 кв.км. Он был образован всего 11 лет назад, когда латвийские власти выделили его из Кулдигского района. Почему выделили? А потому что за год до этого край хотел отделиться от Латвии! Подробности истории ниже.
Этот край примечателен тем, что здесь живут — суйты. Они являются этнографической группой латышей, то есть самостоятельным народом их назвать нельзя, да они на это и не претендуют. Как утверждают всякого рода справочники, суйты отличаются от других латышей тем, что исповедуют католичество. Мол, остальные латыши — сплошь протестанты (точнее, лютеране).
Но это не совсем так. Дело в том, что население Латвии довольно разношёрстное в плане религии. Лютеран не намного больше, чем католиков (первых — около 700 тысяч человек, а вторых — около 500 тысяч). Сюда ещё можно прибавить 370 тысяч православных, и будет понятно, что религиозный коктейль в стране разнообразный. Кроме того, надо учесть, что этнических латышей в стране — чуть больше 60%.
Суйты приняли католичество довольно интересным способом. Однажды, в 20-х годах 17 века местный господин и властитель Алсунги по имени Йохан Ульрих фон Шверин решил жениться на польке из Вильнюса. Это была знатная девушка Барбара, как водится, из аристократической семьи. Естественно, она была католичкой, как и большинство поляков. Что интересно, жених, чтобы жениться на ней, должен был принять католичество. Иначе бы ему в жёны не отдали прекрасную польку!
И он принял.
Более того, католичество приняли все его подданные без исключения. В те времена на данной территории к религии относились довольно забавно: народ и его господин должны были исповедовать одинаковую религию. Как говорится, без вариантов.
Но откуда взялось слово «суйты» применительно к местному населению? На этот счёт есть две гипотезы.
Первая гласит, что слово «суйты» является искажённым латышским вариантом слова «иезуиты». То бишь католики в данном случае. Вторая гипотеза утверждает, что «суйты» - это искажённое слово «свита». В данном случае поляки так называли одежду, которую носили в Польше в те времена (точнее, на польской территории Речи Посполитой). И вот, мол, постепенно суйтами стали называть людей, а не одежду.
Кто тут прав, трудно сказать. Наверное, на этот вопрос могут ответить лингвисты, специализирующиеся на польском и латышском языках.
***
В 2008 году суйты неожиданно для всех объявили независимость, назвав свою землю Суйтский край. Это было связано с тем, что латвийские власти не прислушивались к ним, разделяя их земли между двумя административными районами, находящимися в Кулдигском и Вентспилском районах. При этом, представители суйтов заявляли, что их этническая идентичность существует уже 400 лет на данных землях, её нужно уважать и всё такое в духе модной в Европе толерантности.
И добились своего!
***
Помимо католического вероисповедания, суйты довольно сильно отличаются от других латышей в плане этнографии, устного народного творчества, кулинарии, хозяйствования и т. д. У них, например, весьма яркая национальная одежда, что нехарактерно для других латышей. Кроме того, они издавна готовят странное блюдо — кровяные блины. Дело в том, что издревле их предки считали, что греховно выливать кровь забитого животного куда бы то ни было, тем более, на землю. А куда её девать? Вот поэтому из неё стали готовить блины.
Грубо говоря, кровь использовали вместо молока. Там, где нужно молоко — там могли использовать кровь. Но её не пили, конечно, а добавляли в блюда в процессе приготовления. Чтобы не выбрасывать! Кстати, это блюдо в древние времена охотно делали и другие предки латышей, а также финны. Это доказывает, что традиция приготовления таких блинов — ещё языческая, дохристианская.
Кстати, этнически суйты являются потомками племени — курши (куроны), которые принимали участие с этногенезе латвийского и литовского народов.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх. Подписывайтесь!
Источник