Бунт имама Шамиля.
Наиб Шамиля, аварец по имени Маххулав и русский хирург Николай Пирогов
По просьбе имама Шамиля Н.И. Пирогов, несмотря на предупреждения командования об опасности поездки к «дикарям», бывал и у горцев. «Чудесный доктор» (как называли в Дагестане именитого хирурга) пользовался большим почтением у аварцев, он к тому же успел узнать несколько слов на аварском языке, и это еще больше вызывало у горцев уважения к нему
В своей книге кавказовед Р. Фатуев «При осаде Салты» пишет, что «наиб Махулов (Маххулав – «Железный» в пер. с аварского) отказался от наркоза, в том числе от эфирного, назвав его «шайтанским» (дьявольским). Пирогов ампутировал ему раздробленное бедро без всякого обезболивания. Во время операции в руках хирурга сломалась ампутационная пила. После выздоровления Маххулав с двумя всадниками, презрев реальную опасность быть убытым, прискакал в Темирхан-Шуру и в благодарность за исцеление подарил Н.И. Пирогову пилу для резекции костей, специально изготовленную из знаменитой на Кавказе амузгинской стали. Эта пила хранится в мемориальном музее Н. Пирогова в его родовом имении Вишня недалеко от Винницы»
Да и сам Н.И. Пирогов в своих дневниковых записях отмечает, что «эти отчаянные приверженцы Шамиля изумляли нас своей твердостью и равнодушием к телесным страданиям:
«Один из них спокойно, без всякой перемены на лице, сидел на носилках, когда наши солдаты принесли его к нам в лазарет. Одна нога была обвязана тряпками.
Я думал, видя его равнодушие, что он незначительно ранен. Но каково же было мое удивление, когда, сняв повязку, я увидел, что нога его, перебитая выше колена, висела почти на одной только коже! На другой день после снятия бедра этот же мюрид сидел между нашими ранеными, опять также спокойно и с тем же стоицизмом»