Жизнь / История / 20 апрель 2020

Взлет и падение гордой Алании

Аланы пришли на Кавказ в конце I века нашей эры. Откуда именно, точно неизвестно, т.к. по этому поводу не сохранилось никаких письменных источников. Своей письменности у алан не было, поэтому хоть сколь нибудь приоткрыть завесу тайны о происхождении алан позволяет только археология.

Одна из версий, гласит, что аланские племена пришли с низовий Волги. Некоторые из их родов остались к востоку от Каспийского моря после миграции основной орды в западном направлении. В эту эпоху ранее господствовавшие на территории Средней Азии землях иранские племена вытеснялись тюркоязычными племенами, что возможно придало импульс для миграции на запад.

Взлет и падение гордой Алании

Аланы были частью сарматского племенного союза, в который, кроме них, входили сираки и аорсы. В результате войны между сираками и аорсами в 49 году н.э. и ослабления этих племен, аланы выдвинулись на первый план и вскоре подчинили их себе. Тогда из трех сарматских племен возникло мощное военно-политическое образование.

В связи с доминирующей ролью алан во всем сарматском племенном союзе, их имя стало распространяться и на все восточные сарматские союзы. Это произошло по причине того, что аланы, по словам автора IV века Аммиана Марцеллина, «своими повторяющимися победами они постепенно сломили народы, которые встречали, и, подобно персам, инкорпорировали их под своим национальным именем».

На рубеже II в. н. э. аланы начинают господствовать на большой территории: Юг Украины, Крым, Боспор, Подонье, Нижнее Поволжье, Северное Предкавказье, Северный Кавказ (но только равнины, не горы). Местная топонимика пестрит словами аланского происхождения. Например, название реки Дон — аланское. А в Румынии есть город Яссы — это один из этнонимов алан, их самоназвание.

Аланы совершали походы через Южный Кавказ, пользуясь как Дарьяльским (другое название «Аланские ворота»), так и Дербентским перевалами, разоряя Кавказскую Албанию и доходя до Каппадокии, как это было в 134 году. Установив контакт с некоторыми северокавказскими горскими племенами, аланы держали в страхе все Закавказье. Отголоски этих событий сохранились, кроме античных, в грузинских хрониках. Правитель Каппадокии Флавий Арриан счел важным создать труд «Аланская история». Воинский авторитет алан был так значителен, что в Римской империи издали специальное военное пособие – руководство для борьбы с аланами, а римская кавалерия заимствовала ряд тактических приемов аланской конницы.

Среди асов Северокавказского региона под контролем аланов были славянские общины как многочисленные анклавы на аланской территории. В районе Дона аланские и славянские общины сосуществовали, возможно, с начала христианской эры. В силу того, что правящие кланы антов были аланского происхождения, связь между антами и аланами была очень тесной. Вместе с тем в арабских источниках прослеживается четкое их разделение. Большинство из этих племен пережило гуннское вторжение и продолжало существовать даже в XII столетии, в начале которого русский князь Ярополк, сын Владимира Мономаха, начал войну против ясов (асов) на нижнем Дону.

В конце IV — начало V века н.э. наступила эпоха великого переселения народов. С востока пришли орды кочевников - гуннов, многочисленного и сильного племени. Гунны легко побили алан. Одна часть их присоединилась к гуннам и вместе с ними ушла в Западную Европу. Аланы жили в Германии, во Франции, в Испании, в Португалии.

[img]"[/img]

Часть переправилась через Гибралтарский пролив и поселилась в Северной Африке. Там они даже создали небольшое государство, но оно было слабым и существовало недолго. Дольше всего аланы жили во Франции. Со временем они ассимилировались среди романских и германских народов. Западным историкам этот факт хорошо известен.

В настоящее время в Венгрии в районе города Ясберень проживает народ ясов, родственных осетинам. К середине XIX века ясы полностью перешли на венгерский язык, поэтому устный ясский язык не сохранился до наших дней. Сохранившийся список ясских слов позволяет заключить, что лексика ясского языка практически полностью совпадала с осетинской. Так в англоязычной научной литературе ясский язык принято называть ясским диалектом осетинского.

Вторая часть алан отхлынула с Подонья и Поволжья в Предкавказье — поближе к горам. Там, на равнинах около гор, население было редким и не аланским, это были местные кавказцы - представители кобанской культуры. Аланы разгромили эти племена и заняли всю территорию, а народы постепенно ассимилировали. Территория им досталась громадная, особенно по тем временам, больше 500 километров в длину. На Центральном Кавказе от реки большая Лаба и до реки Сунжа на Востоке. Аланы господствовали здесь тысячу лет. Вначале сложился союз аланских племен, а потом, уже ближе к VI−VII векам, на их основе выросла и раннефеодальная государственность.

[img]"[/img]

В XI веке аланам пришлось переместиться дальше в горы. Произошло это после знаменитой битвы при Манцикерте в 1071 году. В то время с Востока на Запад шли тюрки, особенно турки-османы. Они часто набегали на границы Византии, которые тогда доходили до современного города Кутаиси в Грузии. Византийцы нанимали аланские конные полки — аланская конница славилась на Востоке — и хорошо им платили золотом. Так вот, в 1071 году эти самые османы разбили на голову византийскую армию, в которой были и грузинские, и армянские, и аланские воины. После этой битвы началось массовое переселение алан с равнин в горы. Для алан это было большой исторической драмой, которая полностью изменила кочевой уклад этого народа.

В X–XII вв. Алания переживала период наивысшего военно-политического и культурного подъема. Арабский географ X в. Ал-Масуди, характеризуя политическую и военную мощь Алании, писал, что царь алан «могущественен, мужественен, очень силен, ведет твердую политику среди царей». Освобождаясь от слабеющего Хазарского каганата, в 916 году Алания приняла христианство. Завершила борьбу Алании за освобождение от политического влияния каганата победа над хазарами киевского князя Святослава Игоревича в 965 г. В это время у алан происходит оформление раннефеодальной государственности, что нашло отражение в трудах Константина VII Багрянородного (автор сочинений «О фемах», «О церемониях», «Об управлении империей»). Почти полностью перейдя к оседлости, они сделали основой своего хозяйства пахотное земледелие, а отгонное скотоводство с предпочтительным разведением овец и коз являлось лишь отголоском прежнего быта скотоводов.

Отмечая плотность аланского населения, Ал-Масуди писал: «Царство алан представляет беспрерывный ряд поселений настолько смежных, что если кричат петухи, то им откликаются другие во всем царстве благодаря смежности и, так сказать, переплетению хуторов». Археологические источники существенно дополняют сведения хроник и летописей и свидетельствуют о высоком уровне развития ремесла (металлургии, гончарного, ювелирного и оружейного дела, обработки камня, кости и дерева) с далеко зашедшей специализацией.

Территория государства делилась на две части: на западную Аланию и на восточную Аланию. В западной Алании центр находился в Нижнем Архызе, там, где сохранились аланские храмы и городище. Город был длиной в три с половиной километра, вся территория была застроена: улицы, переулки, маленькие площади. По моим прикидкам, там жило около двух-трех тысяч человек. По тем временам это был уже серьезный город, не уступавший по численности западноевропейским. Что касается столицы восточной Алании — мы знаем только ее название. Этот город назывался в летописи Дедяков, но, где он находился, неизвестно до сих пор. Восточная Алания в политическом отношении и в военном отношении тяготела к Ирану, к персам. А западная Алания тяготела к Византии.

Византия была центром христианства, и в первой четверти X века византийские миссионеры принесли христианство в Аланию. Это была первая христианская епархия на Северном Кавказе. Аланы приняли христианство на 70 лет раньше Руси. В каждой части Алании был свой правитель. Тот, что в западной, христианской, которая была в союзе с Византией, назывался по-гречески «эксусиократор». Так и проходил в византийских документах — «эксусиократор Алании». А тот, который управлял восточной Аланией, по византийской иерархии был ниже рангом. Эксусиократор — царь, император. А восточный назывался «архонт», то есть правитель одной из областей.

На сегодняшний день на Кавказе обнаружено больше 130 аланских земляных крепостей. На Нижнем Архызе городища каменные, а в Восточной Алании камня было мало, поэтому крепости строили земляные. Самые крупные земляные городища — это Кызбурун, Старый Лескен, Аргудан. Там такие рвы, что удивляешься: по 10 метров глубиной, а тогда же никакой землеройной техники не было, все вручную. Взять такую крепость было невероятно трудно. Ни одна из этих крепостей пока не изучена археологически - раскопки стоят очень дорого.

Пока аланы жили на равнине, у них господствовало земледелие и ремесла: они умели делать хорошее оружие. А также они были хорошими всадниками — аланская конница славилась на Востоке. Их охотно приглашали и византийцы, и турки. Они шли туда, где больше платят.

Уже позже они обогащались за счет Великого Шелкового пути, трасса которого начиналась в Китае, кончалась в Риме и проходила в том числе через западную Аланию. Там были низкие перевалы — наиболее удобные, чтобы перейти на южную сторону, в Абхазию. Аланы на мулах перебрасывали купеческие товары через перевал, там абхазцы уже принимали. А купцы рассчитывались с аланами либо деньгами, либо шелками. Аланы были безграмотными варварами, а их женщины ходили в таких одеждах, какие в Константинополе носили византийские матроны — аристократки.

[img]"[/img]

Хорошие времена для Алании закончились, примерно в то же время когда они закончились на Руси. Начались раздоры между племенами и Аланское государство развалилось на мелкие, лоскутные княжества.

Тут-то и явились татаро-монголы. А явились они мощно: у них был Чингисхан, знаменитый татарский полководец. Они шутя разгромили и алан, и их соседей — половцев. Лучше сохранилась Восточная Алания, нынешняя Осетия. А вот на сегодняшней территории Карачаево-Черкесии, в верховьях Кубани, аланское население почти исчезло. Его остатки бежали на Восток, в восточную Аланию, и по сей день они живут там. Это дигорцы. Сейчас они живут в Дигорском ущелье, по которому протекает река Урух, — вот это и есть те беженцы с Кубани. Татаро-монголы недолго пробыли на завоеванной территории. Они не привыкли жить в горах — им нужны были привычные степные просторы. Они ушли обратно на Дон и нижнюю Волгу. А опустевшие территории на Верхней Кубани заняли половцы — тюрки, тоже мусульмане, основные предки карачаевцев и балкарцев.

Сегодня осетины — основные потомки алан. На родство с аланами претендуют также ингуши, карачаевцы и балкарцы. Но в отличие от них только у осетин аланы — основной компонент в формировании этногенеза. А у карачаево-балкарцев, к примеру, основной компонент — половцы. Однако алан они тоже ассимилировали на своей территории. И аланы, как часть, как компонент, также вошли в их этногенез карачаевцев и балкарцев. В этом смысле они правы.

Один из источников для статьи - интервью с доктор исторических наук и археологом Владимиром Кузнецовым, опубликованным на сайте - Etokavkaz.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
х