Присоединение к России Кабарды и их борьба за независимость
Русские и черкесы-кабардинцы стали известны друг другу в 967 году, во время похода князя Святослава за Кубань. Уже в 16 столетии частые набеги на Кабарду кочевых калмыков и татар, вторжения дагестанцев и соседство грозного Крымского ханства, заставили черкесов вспомнить о русских соседях и искать у них защиты. С этой целью в ноябре 1552 года прибыли к царю Ивану Васильевичу черкесские князья с просьбой: "чтобы Государь вступился за них, а их с землями взял к себе в холопи, и от крымского оборонил".
Черкесские князья стали часто посещать после этого Москву, а дети кабардинского князя Темрюка Идарова: сын Салтанкул и дочь Кученей, жили в Москве, приняв христианство. После смерти своей первой жены Анастасии, царь Иван Васильевич 21 августа 1561 года женился на Кученей, названной при крещении Марией, что упрочило дружественные отношения между русскими и черкесами-кабардинцами. Черкесы стали активно участвовать вместе с русскими в войнах против крымских татар.
В царствование сына Ивана Грозного Федора Иоанновича к титулу русских государей был присоединен титул "Государя земли Кабардинской". Тем не менее, несмотря на кажущуюся близость, общей и прочной связи между двумя народами не существовало: разными были язык, религия, интересы. Торговой и промышленной связи не было совсем. И в начале 17 столетия всякие связи и отношения между Россией и Кабардой прерываются. Крымский хан полностью подчинил себя черкесов, заставив их платить дань.
Россия в это время не имела достаточной силы, чтобы поддержать свое владычество на Кавказе. Тем не менее, кабардинцы довольно часто и добровольно оказывали помощь русским в борьбе против крымского хана. Правда, русские из-за своей тогдашней воинской беспомощности на Кавказе, не могли в свою очередь момочь черкесам против турок и крымского хана.
В начале 18 столетия при Петре I начали восстанавливаться более менее отношения между Россией и Кабардой. Но в силу тех или иных обстоятельств все 18 столетие Кабарда колебалась между Россией и Крымским ханством. Во второй половине столетия стало особенно заметно противодействие политике русских по отношению к кавказским горцам. Дипломатия, которую пыталась использовать Россия на Кавказе не действовала. Кабардинцы, воспитанные веками привычками боевой жизни не признавали дипломатических деликатных способов обращения. Они читали деликатность бессилием.
Чтобы положить предел противодействию кабардинцев, русские воздвигли в 1763 году укрепление при Моздокском поселении, что вызвало большую враждебность к России со стороны местного населения. Кабардинцы заявляли, что русские построили незаконно укрепление на их земле. Российское правительство доказывало, что урочище Моздок в силу Белградского договора с Турцией не входит в пределы кабардинских земель.
Но главной же причиной было то, что с появлением укрепления возникала легкая возможность подвластных и рабов кабардинских владельцев, получить независимость от них, так как вышедшие из Кабарды люди, приняв крещение, становились свободными от своих владельцев. Отказ уничтожить Моздок заставил кабардинцев принять решение порвать все связи с Россией. При этом здесь было заметно сильное влияние крымского хана, благодаря которому усилилось влияние ислама на кабардинцев, все более склонявшихся к своим единоверцам - туркам и татарам.
Кабардинцы стали совершать набеги в пределы русских владений на Кавказе, чтобы вынудить последних покинуть Моздок. Несколько лет бесплодных усилий кабардинцам ничего не дали и они покинули ненавистный им Моздок в 1767 году.
В мае 1769 года в верховьях Кубани между кабардинцами и русскими произошло первое военное столкновение, которое закончилось поражением горцев. На следующий день кабардинцы снова признали себя подданными России. Вследствие проявленной покорности, пленные кабардинцы были освобождены и кроме того побежденным возвращены, захваченные у них нашими войсками 25 тыс. баранов.
Враждебные отношения к России продолжались стараниями турок и крымских татар, хищнические набеги кабардинцев на русские владения продолжались. С особенным ожесточением они набрасывали также на своих соседей - осетин и ингуш, которые были не прочь обратиться в христианство. В 1798 году в Кабарду был введен Уральский казачий полк. Кабардинцам было предложено требование выдать всех взятых ими в плен русских людей. Этого требования они не смогли исполнить, так как сбывали их продажей в глубь гор или к соседним народам.
Тогда у них было взято 34 человека, половина из которых была отдана в рабство помещикам, а другая половина в солдаты. Чтобы как-нибудь выместить свои неудачи с русскими, кабардинцы снова напали на своих соседей дигорских осетин и творили у них всяческие бесчинства.
В начале 19 века все мысли русского правительство были направлены на Закавказье: в Грузию. Поэтому в Кабарде старались хоть как-нибудь сохранять тот порядок, который был. Но в мае 1802 года русские поменяли форму и содержание правления на Кавказской линии. Было введено гражданское управление, которому должны были подчиняться и кабардинцы. Однако гражданское управление в Кабарде не привилось, да и постоянные волнения в крае требовали привлечения не гражданских, а военных сил.
В течение первых лет 19 века кабардинцы не переставали хищнически действовать против русских, за что к ним вводились войска и налагался барант, то есть забирали скот и другое имущество для возмещения убытков, причиненные кабардинцами. Волнение в 1803 году заставило русское правительство возводить укрепления при так называемых кислых источниках (Кисловодск). Эти укрепления не давали возможности кабардинцам волноваться не только на плоской местности, но и в предгорьях.
Натянутые отношения кабардинцев к русским продолжались до апреля 1804 года, когда главнокомандующим на Кавказе стал князь Цицианов, потребовавший от Кабарды безоговорочного повиновения. Получив такое приказание, кабардинцы "остервенились" и подняли восстание, которое довольно быстро было подавлено. Но разбои и набеги на русские селения не прекращались.
В июне 1804 года значительные силы кабардинцев напали на русский отряд, шедший на содействие к дигорским осетинам. Отряду пришлось отступить. Военные действия кабардинцев после этого усилились и имели некоторый успех. К ним примкнули закубанские черкесы.
1804 год был одним из самых тяжелых для Росси на Кавказе. Главной причиной было отсутствие достаточного количества войск, чтобы держать в страхе местные воинственные народы. В это время все войска были в Закавказье для борьбы с Персией и подавления частых восстаний в Грузии. На самом же Кавказе войск практически не было. И в этот год все кавказские племена восстали. На русские владения постоянно нападали закубанцы, кабардинцы, чеченцы и осетины.
Во всех этих набегах особенно свирепствовали кабардинцы, которые не давали покоя русским селениям. Наконец, генерал Мейер в августе 1804 года наказал кабардинцев в их владениях, отбив многочисленные стада и уничтожив пасеки. В ответ кабардинцы числом в 6000 человек атаковали Георгиевскую крепость, но были отражены. Видя, что русские не в состоянии принять энергичные меры для подавления восстания, кабардинцы активно проявляли свои враждебные действия, чтобы достигнуть восстановления своей независимости.
Жестокость, коварство и свирепость кабардинцев проявлялась в полной мере. Ненависть к русским, копившаяся и таившаяся в течение полувека вырвалась на широки простор. Ни один благородный владелец или уздень (свободный, вольный человек) не считал зазорным, встретив случайно безоружного и беззащитного русского, убить еще одного гяура, ради удовольствия.
В марте 1805 года русские войска вступили в Кабарду, уничтожив отряд, оказавший сопротивление. Затем в наказание было сожжено 80 непокорных аулов. Однако надолго это не успокоило кабардинцев, которые снова подняли восстание в 1806 году и отказались от подданства России. С каждым годом враждебность кабардинцев усиливалась и в июле 1810 года вместе с чеченцами принялись страшно опустошать пограничную линию. Русские снова отправились в поход в Кабарду и снова заставили силой оружия подчиниться и признать над собой власть России.
В 1810 году эпоха открытых восстаний против русского правительства в Кабарде закончилась. Но о восстановление дружеских отношений, конечно, речи не было. Кабардинцы не переставали нападать и грабить русские селения.
Также с этого времени кабардинцы для достижения какой-то цели жертвовали своими некоторыми обычаями и привычками, особенно, если за это предлагались деньги и русское золото. Блеск золота пересиливал ненависть в гяурам и кабардинец был готов услужить ненавистным русским. Однако, в целом, кабардинцы не отличались всеобщей страстью к предательству из-за денег, которую проявляли другие горские племена во время кавказской войны.
В 1811 году кабардинцы, стесненные силой русских войск, отправили к Александру I своих депутатов с изъявлением верноподданнической покорности. В 1812 году депутаты привезли на родину высочайшую грамоту о даровании кабардинцам свобод и привилегий. Но грамота, так и осталась только грамотой. Кабарда продолжала тайно и явно враждовать с Россией.
Продолжение следует...
Источник: Сборник сведений о кавказских горцах: издаваемый с соизволения Его Императорского Высочества Главнокомандующего Кавказской армией при Кавказском горском управлении. 1868-1881
Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.
Источник