Борьба генерала Ермолова с принцем Персии из-за этикета
Дипломатических посланников других государств персидский двор, принимая у себя, всячески пытался унизить. При этом персидский шах мог понимать свое политическое и военное бессилие перед более могущественным государством, но унизить посланника этого государства нужно было обязательно и не из-за зловредного характера шаха, а согласно сложившимся правилам этикета. Народ должен видеть, что их повелитель есть властелин вселенной, а чужестранный посланник есть данник властителя, приехавший к нему за милостью.
Любому послу другого государства вежливо и ласково объясняли правила последующего его унижения. Нужно было снять сапоги (в то время ботинки не носили) и надеть обязательно красные чулки, причем требование это было беспрекословное, иначе появиться не то, что перед очи шаха, но и просто во дворце ни один подданный и ни один иностранец не имел права.
Все европейцы без возражений и покорно, особенно англичане и французы, надевали ярко-красные чулки. “А так как я,– говорит Ермолов в своем журнале,– не приехал ни с чувствами наполеонова шпиона, ни с прибыточными расчетами приказчика купечествующей нации, то и не согласился ни на красные чулки, ни на другие условия”.
Церемониймейстеры персидского двора не могли заставить Ермолова на уступки. Тогда Аббас-Мирза (наследник престола), не желая нарушать установившегося при дворе этикета, решил принять Ермолова не в комнате, а перед домом, и не на коврах, которых не дерзал попирать ни один сапог, а на каменном помосте внутреннего двора, у самого окна, под портретом своего отца.
Аудиенция Ермолову была назначена на двенадцать часов дня. От самого дома, отведенного русскому посольству, по тесным, кривым и неопрятным улицам Ермолов ехал на богато убранном коне, присланном принцем, посреди двух рядов персидского войска. На большом дворе посол и вся свита сошли с лошадей.
Темными и узкими переходами Ермолова со свитой провели в прекрасно вымощенный двор, в конце которого под палаточным навесом, стоял Аббас-Мирза, одетый без всякой роскоши.
“Можно было не узнать, что то был наследник,– рассказывает Ермолов,– но шедшие впереди нас церемониймейстер и адъютанты его начали поспешно снимать свои туфли и кланяться почти до земли. Мы, не останавливаясь, продолжали идти далее; на середине двора они опять догнали нас, и опять начались поклоны, но уже не столь продолжительные, ибо, сняв прежде туфли, нет обыкновения снимать что-либо более. И так приближаемся мы к полотняному навесу и уже вблизи видим наследника. Мы в сию минуту похожи ж на военных людей, утомленных сильным в знойное время переходом, поспешающих на отдых под ставку маркитанта”.
Ермолов сразу же понял, почему Аббас-Мирза принял его на дворе, и он решился отплатить хозяевам той же монетой. Остановившись в шести шагах от принца и сделав вид, что его не знает, Ермолов обратился с вопросом к стоящим рядом персиянам: “Где же Его Высочество?” – и только после ответа снял шляпу, чему последовала и вся свита.
Тогда Аббас-Мирза сделал три шага вперед и подал Ермолову руку. Свидание продолжалось с час. Раскланявшись при прощании с принцем, Ермолов повернулся, что по этикету делать было нельзя. Уходить от принца нужно было только спиной назад, пятясь к дверям. Тут же он надел шляпу, что сделала и вся свита его.
Через некоторое время Ермолов приглашен был принцем на чай и шербет. Аббас-Мирза принимал в саду, в беседке, из которой открывался превосходный вид на город и окрестности. Вся свита Ермолова была с ним, что принцу было крайне неприятно, поскольку по закону своего государства он не мог есть и пить в присутствии неверных. Исключение сделано было только для одного Ермолова, а не для свиты его, присутствие которой на званом шербете было огромным унижением для принца.
Получалось, что он, Аббас-Мирза, искавший повода унизить русских в глазах своего народа и возвысить понятие о собственном величии и могуществе, встречал в Ермолове постоянный отпор. На гордость и надменность принца в ущерб чести и достоинству русского посольства Ермолов отвечал почти открытым презрением. И когда принц, простившись, хотел выехать из сада один, Ермолов дал знак своему ординарцу, и рядом с лошадью принца явилась и лошадь Ермолова – они выехали вместе. Все это сильно раздражало персиян, но Ермолов все устраивал как бы невзначай, так что персам приходилось скрывать свое неудовольствие.
Борьба с принцем из-за этикета была слишком неприятным делом, и Ермолов старался по возможности сократить свое пребывание в Персии. Известий о том, где и когда самому шаху угодно будет принять его, однако, не имелось. И только двадцать четвертого мая, получено было письмо, приглашавшее посла в летнюю резиденцию шаха, Султаниэ. Получив приглашение, Ермолов немедленно собрался выехать из Персии.
Накануне его выезда Аббас-Мирза пригласил его на загородную прогулку. Но Ермолов велел передать, что, выезжает на следующее утро и, что он немного приболел и не может исполнить желание принца. “Я бы дождался облегчения от болезни,– прибавил Ермолов,– чтобы иметь у принца прощальную аудиенцию, но как я не был принят им приличным образом, а встретился с ним на дворе и за аудиенцию того почесть не могу, то и не полагаю себя в обязанности откланиваться ему; впрочем, как с человеком милым и любезным, с которым приятно было мне сделать знакомство, желал бы я еще где-нибудь встретиться”.
Этот неожиданный и резкий ответ как громом поразил посланного от Аббас-Мирзы. Напрасно тот старался доказывать, что прием на дворе есть доказательство величайшего к нему уважения, что до него все посланники, принимаемые в комнатах, были обязаны надевать красные чулки.
Ермолов отвечал, что он “в сравнение с другими идти не намерен”; если же без красных чулков обойтись нельзя, то пусть шах знает, что он их не наденет. На следующее утро откланиваться принцу Аббас-Мирзе отправился только советник русского посольства. В городе, где готовились к торжественным проводам, поднялась суматоха, когда узнали, что с восходом солнца Ермолов уже выехал из города.
Источник: Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях., СПб, 1887 г.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.
Источник