Немцы в России
Немцы в поисках благополучия, денег и счастья в Россию стремились давно, да и прежние государи охотно приглашали к себе переселенцев на пустые земли.
Царствование императора Павла I отличалось более заметной заботливостью о немцах колонистах, если сравнивать с Екатериной II. Эта была отеческая, можно сказать, родственная нежность к немцам. Управление иностранными колонистами стало особым и самостоятельным делом. Были учреждены Конторы Опекунства немцев в Саратове, в Новороссии и других губерниях.
Правительство выделало на каждую немецкую душу по 20 десятин (более 20 гектаров) земли для хозяйствования. Все указания от контор для колонистов писали на немецком языке "для вящего вразумления иностранных поселян". Таким образом, в русском государстве появились подданные, не понимающие государственного языка.
Несмотря на все льготы и ссуды хозяйство в колониях было неудовлетворительно. Правительство никак не могло получить обратно выданные колонистам ссуды. Тем не менее отношение к недоимкам колонистов была очень снисходительны
В Петербургской губернии было четыре колонии. Одной из них было выдано ссуд на 20 тыс. рублей для 22 дворов, в которых проживало 179 человек и при 524 десятин; второй колонии - 25 тыс. рублей для 214 человек и 1340 десятин земли; третьей - 78 тыс. рублей, 458 душ и 1656 десятин удобной земли; для четвертой колонии из казны истрачено на приезд и обустройство поселян 82 тыс. рублей. Ни одна из четырех колоний своих договорных обязательств по возвращению в полном объеме выданных им на обустройство денег не выполняла.
Самым замечательным фактом является то, что в царствование Павла интересы природных верноподданных ушли на задний план и вместо родного дитя правительство изливало всю свою любовь и заботу на чуждое по крови приемное создание. К примеру, царствование Павла было периодом господства казенной вина, основного источника бюджета. Павел же предписал закрыть все казенные питейные заведения в колониях, а там, где они все таки остались, "колонисты становятся менее домовиты, и дворы их хуже устроены". Кабаки было решено перенести в русские селения. Правительство не думало о благе русских и об ухудшении их хозяйства.
В царствование императора Александра I правительство продолжало заботиться о немцах в России. Безмерное рвение об их благополучии доходило до полного забвения коренных интересов отечества: самые невозможные льготы предоставлялись немцам.
Но постепенно стало возникать еле заметное сомнение в пользе от колонистов, что выразилось в том, что правительство перестало слепо бросать громадные суммы на иностранную колонизацию. Правительство неожиданно поставило себе задачу вернуть потраченные деньги. Это не было каким-то решительным поворотом в мировоззрении правительства, но тень сомнения закралась в государственную душу. Так сказать, что-то неладно в этой колонизации!
Картина отношения иностранных колонистов к сельскому хозяйству выражена в инструкции внутреннего распорядка Новороссийских иностранных колоний: "... земледелие в таких колониях в таком небрежении, что в оных, по причине малого посева и в плодороднейшие годы не бывает обильной жатвы, а потому и не может быть никогда там в запасе хлеба... В Новороссийской губернии земледелие несравненно легче, чем в других местах, нужно только однажды вспахать, то из сего ясно видно, что они (немцы) большую половину года провождают в праздности. По случаю же скотского падежа или недорода хлеба сие празднолюбцы терпят голод: они в сем случае надеются на помощь Государя".
Таким образом, "сии невинные труженики" времен Павла I при Александре I стали "крайне ленивыми празднолюбцами". Также в инструкции о колонистах говорится: "они нарочно повреждали, вырывали и выбрасывали, данные им от казны виноградные лозы", не желая заниматься разведением винограда, что колонисты отказывались заниматься посадкой деревьев, не обрабатывали и не засевали, по меньшей мере трех гектаров земли, невнимательно относились к хозяйству, надеясь на помощь казны.
Правительство решило вводить телесные наказания для нерадивых колонистов, образовать сельскую полицию и внутренне управление в колониях. Правительство предписало: "чтобы всякий хозяин содержал свой дом, гумно, конюшни, хлевы, огороды в должной исправности и чистоте, в противном же случае взыскивать штраф 20 коп." Но наделе оказалось, что ленивые и нерадивые колонисты с охотой платили 20 копеек. Тогда и стали прибегать к телесным наказаниям.
Поэтому порядок и опрятность, зеленые рощицы, которыми восхищались приезжие, дались колонистам не сразу и "вовсе не являются доказательством высшей их культуры и превосходства над темным русским народом," живущим по соседству и о котором никто не заботился.
К концу царствования Александра I немцы так и оставались чужим инородным образования для русского народа, для "его радостей и печалей". В российской государственной политике был чрезвычайно затемнен вопрос: "кто для кого существует- колонии для пользы России или Россия для пользы колоний?"
Продолжение следует...
Источник: В.А. Велицын, Очерки... положения немецких колоний на юге и востоке России, 1893 г.
Спасибо за прочтение статьи. Большая признательность и благодарность за поставленный лайк, подписку и комментарий.
Источник