Пятая Гора, Дылицы и Губаницы. Зачем нам это историческое наследие?
Всегда очень грустно смотреть на некогда красивое место, которое находится в запустении и постепенно готовится к тому, чтобы исчезнуть с лица земли.
Хочется, конечно, чтобы все прекрасное жило вечно, но...Невозможно отстроить и содержать все, что разрушается.
Жизнь-то идет вперед, у нас есть более неотложные нужды. Вот на медицину денег не хватает, на образование, например.
Возникает вопрос:
Понятно, что Казанский собор или Кремль будем сохранять изо всех сил.
А если это полуразрушенная церковь, а народу вокруг живет немного? Зачем? Кто туда ходить будет?
Гораздо более разумно рентабельно[/s] построить новую в каком-нибудь густонаселенном спальном районе города.
Если отъехать от города Санкт-Петербурга примерно на 60-70 километров, то можно увидеть несколько интересных мест, которые наводят на такие вот размышление о ценности исторического наследия.
Итак, пункт первый.
Село Дылицы впервые упоминается в летописи аж в 1500 году. Да-да, окрестности Санкт-Петербурга гораздо старше самого города.
Название места с тех пор, правда , несколько раз видоизменялось, но это не главное. Само село как стояло, так и стоит на этом самом месте.
Здесь находится дворцово-парковый ансамбль Елизаветино. История этого поместья довольно интересна и продолжительна, пересказывать ее довольно долго, остановимся только на том, что ее последними владельцами были князья Трубецкие. После революции все стало принадлежать народу и к 2000 годам от поместья остался один остов. То есть обломки стен без крыши.
Но поместью, можно сказать, повезло. Некие частные инвесторы взяли его в аренду на 49 лет, полностью восстановили и теперь вы можете, если хотите, отпраздновать здесь свадьбу, остановиться в императорском люксе или просто приехать на экскурсию. Парк также приведен в порядок. То, что это удалось сделать - прекрасный выход из положения. Вот как это выглядит сейчас.
Кому не повезло, так это церкви иконы Владимирской Божьей Матери, построенной в 1766 году по проекту известного архитектора С. И. Чевакинского, автора Никольского собора в Петербурге.
Если вы не планируете заплатить за входной билет, чтобы полюбоваться восстановленным поместьем, вы сможете увидеть только высокий глухой забор, который его огораживает. Этот самый забор идет прямо вдоль дороги и только в одном месте отступает вглубь, как бы выкидывая с территории поместья эту самую церковь.
Разумеется, в стародавние времена она составляла с усадьбой ансамбль. Теперь она за забором.
Частному инвестору она не понадобилась, а, может быть, ее и не разрешили взять, всякое бывает. В результате, место захоронения нескольких представителей семейства князей Трубецких, выглядит как нищая родственница, которую выбросили из богатого дома и ворота закрыли на засов.
Едем дальше, пункт второй.
Всего в двадцати километрах от Дылиц следующее поместье, усадьба Пятая Гора. От помещичьего дома остались только остатки фундамента, который еще нужно найти в кустах.
А вот Троицкая церковь, построенная в 1820-х годах, видна с дороги хорошо и сразу обращает на себя внимание. Честно говоря, это уже и не церковь, а ее стены, и то не полностью, но смотрится очень величественно.
Очень необычная архитектура, в виде ротонды, напоминает дохристианские древнегреческие храмы.
Храм стоит на возвышении, на открытой местности, в лучах солнца выглядит действительно впечатляюще.
Входит в список культурного наследия регионального значения.
Здесь же находится природная достопримечательность - региональный комплексный памятник природы - истоки реки Оредеж в урочище Донцо. А это значит, что здесь нельзя строить, проводить мелиорацию, вырубать лес и многое другое.
Необходимо сохранять выходы артезианских вод, дающих начало реке Оредеж, места обитания речной форели и альвары — луга на известковой плите с редкими видами степных растений.
Другими словами, поставить забор и построить отель здесь будет проблематично. А значит, и частные инвестиции сюда привлечь не получится.
Стены церкви рушатся довольно стремительно. Скоро ее можно будет вычеркнуть из списка культурного наследия и больше о ней не беспокоиться.
Так, ну долго ещё мы будем бродить по развалинам местных оплотов православия?
Нет, сейчас будут не развалины и не православие.
Пункт третий.
От Пятой Горы двинемся к Губаницам - это всего восемнадцать километров, все поблизости. Впервые упоминаются Губаницы в 1500 году, точно также, как и Дылицы.
Просто описаны они в одном источнике - в Писцовой книге Водской пятины 1500 года.
Здесь расположена лютеранская кирха Святого Иоанна Крестителя.
Лютеранская община в деревне Губаницы была образована в 1647 году, когда земли находились под властью Швеции.
Как известно, некоторые приграничные области Северо-Запада России на протяжении веков несколько раз переходили из рук в руки. То отдадим соседям часть территории, то обратно заберем, после очередной войны. Такие длительные добрососедские отношения.
Вот и получалось, что преобладающее население менялось - то финны, то русские, ну, и коренные племена, конечно, - карелы, ижоры, вепсы. Позже, уже в 19 веке, появились эстонские переселенцы.
В результате такого исторического процесса, в приграничных районах вполне обычным явлением стали православная церковь и лютеранская кирха расположенные по соседству.
Первая деревянная приходская кирха в Губаницах была возведена в 1704 году, потом было еще несколько вариантов, и наконец, современная каменная кирха была освящена в 1861 году. Потом она пострадала от времени, и как водится, от советского атеизма, и была отреставрирована в 1991 году.
Красивая, приятно на нее посмотреть. Над входом выложены памятные даты - год строительства и год возрождения.
Вокруг кирхи сельское кладбище. Рощица и многочисленное воронье каркает на деревьях - обязательный кладбищенский антураж.
Кирху восстановили, следят за ее состоянием. Значит, она была кому-то нужна, правильно?
Кирха является приходом Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Эта церковь объединяет лютеран скандинавской традиции. Сейчас, в основном, это потомки этнических финнов-ингерманландцев, проживающие на территории России.
Нашлись и деньги, и люди, которые захотели заниматься восстановлением, потому что было у них такое желание и необходимость. Эта кирха была им нужна.
А Пятая Гора и Церковь Иконы Владимирской Божьей Матери в Дылицах, получается, не нужны никому.
Стоит ли сожалеть о таком историческом наследии? Пусть разрушается, раз нельзя найти ему применения.
Ничто не вечно под луной, видимо, срок пришел.
Грустно, конечно. Вот, даже котик из Губаниц опечален. Народное творчество тоже искусство, между прочим, так что увековечим его хотя бы здесь.
Северо-Западе России. Вы открыли для себя эти земли? Посмотреть оглавление статей о Северо-Западе России.
Источник