Россия / Дагестан / 22 апрель 2020

"Тенглик": предпосылки возникновения и тенденции развития.

1. Цели и причины

Кумыкское народное движение (КНД) "Тенглик" - самостоятельная общественно-политическая организация, возникшая как естественная форма саморазвития, самоорганизации народа в переходный период от тотально-организованного общества к демократически организованному. Предшественником КНД "Тенглик" считается правозащитная группа "Братство кумыков" (БК), объединявшая представителей интеллигенции и студенчества в 70-е годы, имевшая целью выражение и защиту прав (интересов) кумыкского народа, но решительно тогда же подавленная тоталитарным режимом.

Побудительным мотивом возникновения КНД "Тенглик" стало желание национально-ориентированной части кумыкского народа, прежде всего его интеллектуального авангарда - городской и сельской интеллигенции преимущественно среднего и старшего поколения повлиять на свою судьбу, заставить центральные и местные власти обратить внимание на непростые проблемы кумыкского народа, стать хозяевами на земле отцов и дедов и осознание нынешнего положения кумыкского народа как недостойного его национального статуса и чревато в дальнейшем его деэтнизацией.

Среди основных причин возникновения КНД "Тенглик" - этнодемографическая ситуация (быстрое снижение в 1930-1989гг.) удельного веса кумыков (с 60 проц. до 23,4 проц.) на собственной исторической родине (территории), экстенсивное развитие экономики Кумыкской равнины (воспринимаемой кумыками как основа их родины) в интересах республики и вызванная этим угроза экологической катастрофы, нарушение исторически сложившегося этнодемографического баланса в системе взаимосвязей "горы-равнина", а также национально-культурные последствия земельно-водной реформы (ЗВР), обернувшейся в конечном итоге "внутренней колонизацией" для кумыков, форсированная эмиграция населения, урбанизация и разрушение исторически сложившегося образа жизни народа, сужение базы (среды) воспроизводства кумыкской этничности. В чисто психологическом плане все это отразилось в росте чувства национальности и родины, взрывном росте в целом национального самосознания кумыков, а в политическом плане - интенсивным поиском национальной перспективы, национального будущего через выработку адекватной сложившейся ситуации гражданской позиции, приобретение и реализацию нового мышления, новую оценку национальной идеи, демократизацию (освобождение от старых догм и изживших себя социокультурных норм), национальную мобилизацию и активизацию в деле обеспечения достаточного контроля за социально-экономической и политической жизнью и соучастие в подготовке и принятии экономических и политических решений, определении ориентиров национальной политики, непосредственно затрагивающих его национальные интересы.

Основная цель: Сохранение и дальнейшее развитие кумыкского народа как нации, возрождение культуры, истории, языка и кумыкской государственности в составе Федерации народов Дагестана.

2. Из текущей истории КНД "Тенглик"

Новой организационной формой движения национального возрождения кумыков в конце 80-х годов явилась инициативная группа из 9 человек, заявившая себя как "Оргкомитет" кумыкского народного движения за перестройку "Тенглик" (март 1989г.). Этой группой, в которую входили представители научной и творческой интеллигенции Алиев С.М., Акаев А.З., Аджиев А.Х., Кандауров А., Акавов 3., Абдулатипов К., Бижамов Т., Абуков М., Яхъяев М.-С., было подготовлено программное заявление - обращение в Верховный Coвет СССР, Верховный Совет РСФСР, ДССР, растиражированное и распространенное и среди кумыкского населения с оценкой "кумыкского вопроса" и рядом требований, в т.ч. создания кумыкской автономии в составе ДССР, прекращения дальнейшего заселения кумыкских земель переселенцами, возврата кумыкским селам изъятых подзаконными актами сельхозугодий и т.д.

Одновременно (март-апрель 1989г.) и параллельно с этой группой сформировалась и действовала группа, называвшая себя "Ватан" (Б.Тахтаров, А.Алиев, Абакаров и др.), в основном представители среднего поколения, стимулируемая целью создания кумыкской республики в составе РСФСР, собравшая 12-15 тыс. подписей у населения под этим требованием.

В дальнейшем эти две группы объединились, вошли в один "объединенный оргкомитет подготовки учредительного съезда кумыкского народного движения" и вели весьма успешную работу среди кумыкского населения. "Организация" завоевала популярность и рекрутировала в свои ряды многочисленных сторонников

Такой формы и активности национальная мобилизация кумыков застала официальные и, прежде всего, партийные органы, в начале недооценившие эти процессы, врасплох. Они не смогли найти адекватного реального противовеса этой организации, хотя обкомом КПСС предпринимались экстренные, но безуспешные попытки "сколачивания" контролируемых им кумыкских "обществ", "центров" неприкрытого психологического давления в стиле пресловутых партийных "проработок" лидеров КНД. "Организация" и количественно, и качественно росла.

В период марта-ноября 1989 года оргкомитетом КНД был предпринят ряд массовых акций, в т. ч. митингов, использованных для пропаганды своих идей, целей и задач.

22 марта 1989 года в с. Тарки (г.Махачкала) указанной инициативной группой "Тенглик" был возвращен к жизни древний домусульманский праздник встречи весны (Нового года) "Навруз" -завершившийся народным гулянием на склоне Тарки-Тау.

1 мая 1989 года организована маевка вблизи сел. Эндирей (Хасавюртовского района).

14 мая 1989 года в с. Эндирей многотысячный Всекумыкский митинг (20 тыс.), посвященный 1500-летнему юбилею Эндирея и социально-политической жизни кумыков. Ныне ежегодно в этот день в с. Эндирей проводятся Всекумыкские сборы (сходы).

16 июля 1989 г. многотысячный митинг в с. Темираул Хасавюртовского района.

16 августа 1989 г. - митинг в г. Махачкале, с. Уллубийаул и станции Темиргое СКЖД, посвященные 70-летию со дня расстрела деникинцами Уллубия Буйнакского и его революционных соратников, собравшие массу людей разных национальностей и оказавшиеся совершенно неожиданными для партийных органов, не предусмотревших в планах идеологической работы мероприятия по данной юбилейной дате. В последующем, в год 100-летия со дня рождения У. Буйнакского (1990г.) партийные органы постарались сделать все, чтобы не уступить инициативу в этом деле "тенгликовцам". Юбилей беспрецедентно широко отмечался в республике.

"Тенглик": предпосылки возникновения и тенденции развития.

5 октября 1989 г. в сел. Адильянгиюрт (Бабаюртовский район) состоялся многочисленный митинг, посвященный памяти революционеров-писателей отца и сына Нухая и Зейнал-Абида Батырмурзаевых.

А в октябре 1989 года митинг в с. Батаюрт, посвященный памяти революционера С.С. Казбекова с участием районного руководства.

В целях пропаганды своих идей оргкомитет использовал и Большой вечер кумыкской культуры в г. Махачкала, юбилейные мероприятия И. Казака и Т. Бийбулатова, А. Акаева и др.

Одновременно оргкомитетом движения велась интенсивная подготовка Учредительного съезда КНД, назначенного на ноябрь 1989г. На данном этапе из-за внутрених разногласий, стимулируемых и извне, некоторые члены (М. Яхъяев, 3. Акавов, К. Абдулатипов и др.), испытавшие колебания и выступавшие против созыва съезда, решением Оргкомитета после соответствующего обсуждения были выведены из его состава. Работе оргкомитета оказывалось огромное противодействие со стороны обкома КПСС (Коробейников В. А.), принимавшее нередко форму психологического давления, шантажа и неприкрытых угроз. Делалось все, чтобы сорвать проведение съезда.

Первый учредительный съезд КНД прошел 19 ноября 1989 года в с. Эндирей (в Махачкале провести разрешения не было дано). В нем приняли участие 375 делегатов, представлявших 22 тыс. сторонников КНД в Дагестане, а также за его пределами - брагунских (ЧИАССР) и моздокских (СОАССР) кумыков.

В предсъездовский период в городах и районах были проведены оргконференции и сформированы местные организации КНД.

[img]"[/img]

На съезде были утверждены и приняты Программа и Устав движения, избраны руководящие органы, председателем КНД - его общепризнанный лидер Салав Алиев.

В декабре 1989 г., январе-марте 1990 г. КНД активно включилось в избирательную компанию народных депутатов в Верховный Совет РСФСР, ДССР и местные Советы, выставив для баллотирования по ряду округов своих кандидатов, в т.ч. и по выборам в ВС РСФСР, ДССР, и имело определенный успех. Ныне кроме ВС РСФСР на всех уровнях имеются депутаты - "тенгликовцы". По 96 Хасавюртовскому округу по выборам в ВС РСФСР на альтернативной основе (4 человека) баллотировался лидер КНД С. Алиев, успешно прошедший во второй тур голосования вместе с В. Чикиным из Москвы. На втором туре кандидат от "Тенглика" получил голоса 98 тыс. избирателей, что само по себе свидетельствует о высоком рейтинге С. Алиева, особенно среди кумыкского населения.

Избранными в ВС РСФСР оказались М. Заргишиев, Р. Микаилов, которым поддержку оказывали местные организации КНД в округах, где они баллотировались.

21 июля 1990 г. КНД впервые был проведен несанкционированный многотысячный митинг (10 тыс.) своих сторонников на главной площади г. Махачкалы, несмотря на огромное противодействие и возможные попытки его срыва со стороны обкома КПСС. В ходе митинга лидеры КНД встретились с руководством республики (М. Магомедов, А. Мирзабеков и М. Алиев) была достигнута договоренность, что требования КНД (их насчитывалось 22) будут рассмотрены самым внимательным образом в ВС СМ ДССР комиссиями, создаваемыми для этих целей с участием "тенгликовцев". Но требования в своем большинстве и по сей день остаются не реализованными. Обком КПСС специально обсудивший данный вопрос на заседании бюро, оценил этот митинг, как носивший "провокационный характер", о действия лидеров КНД как "экстремистски-националистические", что в рядах КНД было воспринято с возмущением и протестом. Руководство КНД подало в суд на обком КПСС. Некоторые члены КНД (несколько десятков) в знак протеста покинули ряды КПСС. Можно считать, что с этого периода дефицит наметившегося сотрудничества между КНД и обкомом КПСС был исчерпан. Но обкомом КПСС предпринимались попытки склонить руководство КНД к сотрудничеству, вкладывая свое понимание такового. КНД, как новый тип организации, не вписывалось в ряд контролируемых и опекаемых обкомом КПСС "ручных" общественных организаций и не желало уже идти в фарватере дагобкомовского курса, продемонстрировавшего по мнению руководства КНД за истекший период свою несостоятельность и бесперспективность.

В дальнейшем деятельность КНД развивалась по нарастающей и достигла своего "пика" в ноябре-декабре 1990-го и январе 1991 г.

9 ноября 1990 года в г. Махачкале прошел II съезд КНД "Тенглик", предшествовавший II съезду народных депутатов ДАССР. На съезде КНД по докладу профессора Халилова А. была обсуждена и принята "Декларация о национальном самоопределении кумыкского народа", в которой декларировалось право кумыкского народа на создание своей республики, с вхождением в состав Дагестана в случае его преобразования в федеративную республику, а также по докладу профессоров А.Аджиева, З.Залибекова альтернативная конференция проекта Закона о земле в ДАССР. Съездом избраны: председателем вновь Алиев С., заместителями: А. Аджиев, К. Гасанов, X. Меджидов, Ш. Алишева, редактором газеты "Тенглик" - А. Акаев.

Съезд высказался против принятия "Декларации о государственном суверенитете ДССР". Это требование было поддержано и другими движениями (ЛНД "Садвал", НД "Бирлик", Союз казаков (Кизляр)), в результате принятие съездом "Декларации" было заблокировано.

В поисках путей реализации декларированных прав и целей КНД пришло к мысли о необходимости проведения чрезвычайного съезда сторонников движения и кумыкских депутатов всех уровней. Съезд, принявший в ходе своей работы статус съезда кумыкского народа и Кумыкского национального совета (Милли Маджлиса), как постоянно действующего органа съезда и органа взаимодействия с госорганами в решении вопросов, касающихся национальных интересов кумыков.

Были избраны председатель и члены Кумыкского национального совета из 125 человек, что было воспринято в республике неоднозначным образом, особенно со стороны ВС ДССР.

КНД "Тенглик", совместно с другими национальными движениями, приняло активное участие в проведении референдума по вопросу введения института президентства в России, высказавшись и призвав своих сторонников и все кумыкское население голосовать "за". А во время выборов Президента России в июне т.г. оно поддержало кандидатуру Ельцина Б.Н. и проводило огромную агитационную работу среди населения. Еще 19 мая в с. Эндирей на многотысячном (более 30 тыс.) Всекумыкском сборе (сходе) КНД "Тенглик" обратилось с воззванием поддержать Б.Н. Ельцина. Председатель движения С. Алиев там же был избран доверенным лицом Б.Н. Ельцина.

В дальнейшем КНД "Тенглик" вошло в демократический блок (Дагестанский общественный комитет, председатель - народный депутат РСФСР, член ВС РСФСР Р. Микаилов), поддержки кандидатуры Ельцина на выборах Президента РСФСР, наряду с Дагестанским отделением социал-демократической партии Российской Федерации, ЛНД "Садвал", "Цадеш", ННД "Бирлик", ЛОК "Цубарз", АНО "Чойлах", обществом "Табасаран". "Тенглик" был одним из организаторов предвыборного многотысячного митинга в г. Махачкале 9 июня 1991 г. Об эффективности предвыборной деятельности этого блока свидетельствуют итоги выборов по Дагестану.

Анализ итогов голосования, как в целом в республике, так и по отдельным регионам, в частности по "кумыкскому" показывает, что народ сделал выбор в пользу кандидата "Демократической России" Б. Ельцина, а, значит, высказался "за" демократию и "против" тоталитаризма, военно-коммунистического глумления над личностью и обществом, над народами. Кумыки оказали массовую политическую поддержку призыву Всекумыкского схода в с. Эндирей 19 мая 1991 года отдать голоса за Б. Ельцина. Во всех кумыкских районах за Ельцина проголосовали не менее 70 процентов избирателей, что кроме всего свидетельствует о высоком рейтинге и самого КНД "Тенглик".

Дагестан подавляющим большинством голосов избирателей высказался за Ельцина. Это свидетельствовало о колоссальном сдвиге, прошедшем в общественном сознании в Дагестане и о перегруппировке и новой расстановке социальных сил вне парламента ДССР. Однако силы "статус-кво" не смогли учесть и этот фактор и встать на позиции истины и политических реалий. В силу этого, неизбежной оказалась дальнейшая конфронтация и обострение внутриполитической обстановки в Дагестане с довольно известным исходом.

В июне 1991 г. имел место двухнедельный митинг верующих-мусульман, требовавших упрощения режима выезда в Мекку на паломничество, завершившееся трагическими событиями - попыткой насильственного захвата здания ВС ДССР, ответными действиями сил правопорядка, убийством и ранениями, введением чрезвычайного положения в г. Махачкале.

В условиях режима чрезвычайного положения и аппаратного нажима прошел III съезд народных депутатов ДАССР, принявший противоправные решения в части создания нового административного района для переселенцев-лакцев на кумыкской территории. Хотя для такого решения плебисцитных оснований не имелось. Это привело к возобновлению конфронтационной линии в деятельности КНД "Тенглик" и поддерживающей его значительной части кумыкского населения. В результате суммарное социальное напряжение Е Дагестане вокруг этой проблемы возросло. Дестабилизировал обстановку безудержный рост преступности в Дагестане, особенно получившие развитие весной-летом 1991 г. теракты.

Серьезным испытанием для "Тенглика" и других демократических организаций Дагестана явился национально-социалистический путч "гекечепистов", провалившийся вопреки ожиданиям коммунистических фундаменталистов, грандиозным провалом не только для цековских реваншистов, но и в целом для системы жизни и власти.

В первый же день путча по инициативе КНД "Тенглик" и других организаций был образован Общественный комитет в защиту демократии и законной власти. От имени комитета была направлена телеграмма в адрес ВС РСФСР с поддержкой всенародно избранного Президента Ельцина и защитников "Белого Дома" в Москве, в то время когда официальное руководство и органы Дагестана проявили плохо прикрытую лояльность к путчистам, так и не сумев самоопределиться в этой сложной для народа и страны ситуации. Но зато немало "потрудились" на внеочередной сессии ВС ДССР, чтобы соблюсти свой "супердемократический" политический имидж и "пропагандируя" себя в роли чуть ли не "отцов" горской демократии и, надо сказать, немало в этом преуспев.

Неоднозначно развивается процесс и внутри самого демократического движения, в т.ч. и КНД "Тенглик". Возникают на этом этапе и некоторые псевдодемократические группы и организации, организационно стимулируемые официальными властями с тем, чтобы их противопоставить другим, расколоть изнутри, разложить демократические движения народов и не дать сформироваться оппозиционному общедемократическому движению в Дагестане. И, забегая вперед, можно сказать, что это во многом удалось, чему немало способствовали и сами "внутриорганизационные" трения.

Так раскололась "Социал-демократическая партия Дагестана", "охладели" к деятельности "Тенглика" и "перебежали" в ряды "интерфронтовцев" некоторые, хотя и не совсем последовательные, но довольно известные участники кумыкского "митингового" движения начала перестройки писатель М-С. Яхъяев, профессора 3. Акавов, К. Абдулатипов. По-прежнему на нейтральной к "Тенглику" позиции действовал зав.кафедрой сельхозинститута А. Аджиев.

Рубежным в деятельности "Тенглика" явились октябрь-декабрь месяц 1991 г., в течение которых продолжалась общенациональная забастовка кумыков, имевшая целью воспрепятствовать дальнейшей "криминализации" правоохранительных органов и создать необходимые условия для осуществления в Дагестане прав человека и прав этносов.

Официальные органы в этой ситуации показали свою неспособность реагировать на вызовы времени и в ложном пафосе властвования "протолкнули" через агрессивно-послушный ВС ДССР решения, мало что общего имеющие с истинными чаяниями и надеждами демократического большинства народов.

Весьма "интересную" позицию в этой области заняли некоторые движения ("Джамаат", "Цадеш", "Цубарз" и др.), словно по чьей-то подсказке разом ставшие заявлять о "самороспуске", хотя и не успели еще пройти стадию своего организационного становления. "Тенглик", "Садвал", "Бирлик" эту "инициативу" не поддержали, но зато "самороспускников" поддержал ВС ДССР, принявший постановление "О национальных движениях". "Заработав" таким образом себе политический капитал эти организации, ныне что-то не торопятся с "самороспуском".

В декабре 1991 г. произошло организационное оформление Движения Демократический Дагестан (председатель - В. Мейланов) одним из учредителей которого был и "Тенглик". Ныне КНД переживает известные "трудности", которые могут сыграть в его судьбе губительную роль.

В истекший период продолжались укрепляться внешние интерэтнические связи и политический авторитет КНД "Тенглик", чему во многом способствовала внешнеполитическая активность "тенгликовцев" в Москве, Алма-Ата, Баку, Казани и в других столицах независимых государств.

В январе нынешнего года в Махачкале прошла Конференция Совета лидеров Ассамблеи Тюркских народов, в феврале - Учредительная конференция Кавказско-Черноморского Сообщества АТН, председателем которого избран лидер КНД "Тенглик" С. Алиев. Конференция однозначно поддержала борьбу кумыкского народа за свое национальное самоопределение. АТН (специальной резолюцией) признала КНД "Тенглик" на сегодня как единственный правомочный орган, представляющий интересы кумыкского народа.

Сегодня "Тенглик" - демократическая организация, ясно выражающая волю народа - провозглашение национального суверенитета кумыкского народа. Эта позиция никоим образом не противоречит международному праву, праву на свободное, без вмешательства второй стороны, самоопределение. Сегодня и внутри самого движения идут процессы "кристаллизации" самоопределения и обновления. Тем более процессы эти стимулируются и извне.

Экскоммунистическая бюрократия, по-прежнему полностью контролирующая политическую, экономическую жизнь в республике, негласным образом по-прежнему распределяющая уже "прокапиталистические" блага, пытается не только игнорировать "Тенглик", но вытеснить его с общественно-политической арены и любыми способами дискредитировать, ибо оно последовательно, при всех неизбежных в таком деле ошибках и промахах тактического характера, защищает коренные, исторические и политически оправданные интересы кумыкского народа, поддерживает идею национальной автономии других народов, выступает за смену системы старорежимной и коррумпированной власти и жизни, роспуск нелегитимного ВС ДССР, досрочные выборы на демократической многопартийной основе и формирование правительства народного доверия, за федеративно единый Дагестан.

3. К идеологии движения

Идеология кумыкского движения представляет собой идеологию национального возрождения на демократической основе, разработанная как идеологами-профессионалами, так и другой категорией специалистов-интеллектуалов, в основном гуманитарного профиля. Генеральной идеей, определяющей содержание деятельности КНД "Тенглик", является идея национального самоопределения, национальной свободы и демократии (народовластия) и скорее всего в социал-демократическом понимании.

Здесь вопросы национального развития кумыков, обеспечения демократического будущего народа, демократического контроля за собственной судьбой, играют приоритетную роль. Массовая поддержка целей и задач, выдвинутых в программных документах КНД, была обеспечена именно потому, что оно предложило новую социальную, национально-демократическую (в смысле народосберегающей, а не этноцидном) альтернативу политике старых госпартструктур и четко обозначив ситуацию выбора, в которой объективно оказались кумыки: либо идти в фарватере курса, проложенного политическим руководством страны и республики, неся при этом непропорционально большую долю издержек при неизбежной ломке старой системы жизни и власти, либо попытаться найти иное демократическое решение.

Идеология КНД как раз и направлена на обоснование такой альтернативы, позволяющей сохранить и развить кумыкам свою "идентичность" и этническое своеобразие, модернизировать в соответствии с велением времени механизмы национального развития, наконец дать шанс проверить себя в роли самостоятельного политического субъекта истории новым социальным силам и их лидерам - взамен старых, продемонстрировавших свою несостоятельность перед лицом новых реальностей конца XX века.

Она изложена в многочисленных специальных изданиях КНД, а также в газетах, журналах, как республиканских, так и Всесоюзных, в т.ч. "независимой" печати и прежде всего собственной "Тенглик", "Къумукъ иш", "Тюзню тангы" и т.д. В наиболее систематизированном виде идеи КНД изложены в материалах I, II, III съездов КНД (Бюллетень N1 КНД "Тенглик", апрель 1990г.; газета "Тенглик" 1-2 январь-февраль 1991г.) и спецвыпуске газеты "Тенглик" за апрель 1990г. под названием "Может ли иметь будущее кумыкский народ? К концепции национального развития".

4. Структура и связи движения

КНД является организацией с сильной структурой, его первичные ячейки имеются во всех территориях расселения кумыков. Во всех городах и районах созданы городские, районные комитеты КНД "Тенглик", подотчетные в своей деятельности Рескому КНД "Тенглик" (штаб-квартира из освобожденных штатных работников во главе с председателем находится в г. Махачкале, Буйнакского, 15). Отделения КНД "Тенглик" созданы, официально зарегистрированы и действуют в г. Ленинграде под названием "Танг-Чолпан", в Моздокском районе (центр кумыкское селение Кизляр), Северной Осетии под названием "Намус", в Гудермесском районе (центр с.Бораган) Чеченской Республики под названием "ЭЛ", а также группы поддержки в Москве, Тюмени, Казахстане и т.д.

КНД "Тенглик" по социальной базе - это движение в основном среднего и старшего поколения кумыкского народа, в особенности городской и сельской интеллигенции и широких слоев народа. Объединяло как коммунистов, так и не коммунистов.

В настоящее время, особенно после событий октября-декабря 1991 г. (общенациональная забастовка), произошло дальнейшее организационно-политическое структурирование движения, что способствует уменьшению организационной аморфности, его в значительной мере "стихийного" характера, умножение совокупной мощи КНД.

КНД "Тенглик" член Ассамблеи тюркских народов (г. Казань), председатель КНД Алиев С.М-С. избран на съезде в апреле 1991г. в г. Казани первым заместителем Председателя Ассамблеи.

Представители "Тенглика" участвовали в качестве наблюдателей в апреле 1990г. на совещании демократических организаций страны в г. Вильнюсе.

Входит в Движение Демократический Дагестан (ДДД), поддерживает связи и тесно сотрудничает с движениями в Дагестане: "Садвал", "Джамаат", "Бирлик", за его пределами - с Народным фронтом Азербайджана, Демпартией Азербайджана; Партией "Муссават", Всесоюзным татарским общественным центром (ВТОЦ) г. Казань, организацией крымско-татарского народного движения (СКНД), движением турок месхетинцев "Ватан", а также Балкарским народным форумом "Тере" (г Нальчик), Карачаевским "Джамаат" (г.Карачаевск).

5. К перспективам движения

Национальные движения и процессы относятся к тем сферам общественной жизни, которые относительно автономны от тенденций развития экономики и социально-политического строя, обладают собственной динамикой, логикой, степенью свободы и перспективы, т.е. содержат в себе как инерцию прошлого, так и механизмы адаптации к будущему.

Задачи эти по своей масштабности и сложности не одномерны, а тем более не сиюминутны. По этой причине есть все основания утверждать, что национальным движениям, в г.ч. КНД, уготована "долгая жизнь" в фазе национального возрождения и развития народов, обостряемой нашей социально-экономической отсталостью и дефицитом демократических традиций рассмотрения и решения национальных проблем. Национальная идея, ее демократический потенциал еще долго будут стимулировать национальные движения в нашей республике, где национальный вопрос далек от своего решения и во многом представляет политическую головоломку.

КНД "Тенглик" со времени своего возникновения прошло три из пяти естественных стадий в своем развитии: стадию предпосылок; выработки и актуализации стремлений (идей, целей, задач); стадию агитации (митинговую стадию). И ныне находится на стадии развития политической деятельности (стадия конституционной борьбы за власть или оказания влияния на правительство в решении тех или иных задач, затрагивающих судьбы кумыкского народа).

Главное же из всего того, что произошло за весь истекший ее период, состоит в следующем: КНД "Тенглик" оформилось и влиятельную и самостоятельную в республике политическую силу со своей программой, идеологией и широкой социальной базой в кумыкском народе.

Оно всколыхнуло и пробудило к национально сознательной политической жизни огромные массы кумыкского народа, оказало политическое влияние и на другие народы.

Реабилитировало и легализовало национальную идею и впервые заявило о наличии у кумыков своих национально-экономических, национально-политических интересов.

Предложило новую социальную, национально-демократическую альтернативу этноцидной политике и практике официальных властей и четко обозначило ситуацию выбора: Быть народом, быть хозяином на своей земле или кануть в лету, в национальное небытие.

Таким образом, можно без преувеличения сказать: КНД "Тенглик" сделало немало на поприще национального возрождения и, безусловно, еще больше сделает в будущем, если укрепиться в качестве общественно-политической организации кумыкского народа, преодолев "рифы", которые его поджидают на пути дальнейшего политического самоопределения и обоснования.

Опубликовано:
газета "Тенглик", N7(20). 15.03.1992г.;

kumukia.ru

Алиев Камиль

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные статьи:

История



ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ИЗ КУМЫКИИ (КУМУКИИ) В РОССИЮ



РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЙ КОНФЛИКТ В КУМЫКИИ (КУМУКИИ)



АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ШАУХАЛЬСТВА



КУМУКСКИЕ (КУМЫКСКИЕ) САЛА-УЗДЕНИ



Краткие сведения об истории, землях, людях и современном положении крупнейшего селения Дагестана – Нижнего Казанища

Камиль Алиев


Влияние Золотой Орды на этнос и культуру Кавказа



Цари гуннов и их наследники



Родословная князей Кази-Кумукских



"Кумык Петра Великого" князь Гамза-бек



ЕЩЕ РАЗ ОБ АНЖИ



Тайны кумыкской



Знаменитые Хазары



Три фактора "И". Идейное наследие Абусуфьяна Акаева и современность



Тайны биографии Джелала Коркмасова



Имя и наследие Хайдара Баммата

Кумыкская аналитика



Дагестанские заблуждения о тюрках



ГОРЦЫ В КУМЫКСКОМ ВОПРОСЕ



Технология выхолащивания



Некоторые особенности массовой психологии



Миграция и урбанизация в жизни местных этносов



Ловушка дагестанских образов



Перспективные Интернет-проекты кумыков (кумуков)



ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА НИЖНЕЕ КАЗАНИЩЕ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ



Главе Республики Дагестан от общественного совета с.Нижнее Казанище.



КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ



Как нельзя проводить мероприятие.

МУЗЕИ



МУЗЕЙ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ДГАУ



ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ДГУ



МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АНВАРА АДЖИЕВА

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:


ДОРОГАМИ ТАРКОВСКОГО ТУРИЗМА



БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА

Краеведческие походы 2017 году:


Шуринка и закрытый Каспий



Таргу-Тав: зимний обход



СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ



КАПЧЫГАЙ: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ И КРЕПОСТЬ АЙСУЛАМАТА



Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения



ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА



Гели: истоки вдохновения и «курган-призрак»



НА РОДИНЕ КАЙЫ



ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА



Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра



Европа и Азия на родине Коркмасова



РЕДУКТОРНЫЙ ПОСЁЛОК И РЕВЕРС УРБАНИЗАЦИИ

Краеведческие походы в 2018 году:


БУХТА И ПОЛУОСТРОВ В АНЖИ-КАЛЕ



ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ



КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ



КУМУК, КРЫМ И ВОИНЫ ТУРАНА



В МЕХТУЛИНСКОМ ХАНСТВЕ



ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ



Целебные ключи, бирюзовая вода и старый мост



Город Башлы и каменные колодцы



Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург



Буглен: по местам открытий



ПЕТРОГЛИФЫ И СТАРЫЙ ВОКЗАЛ



АМИРХАНКЕНТ И ТУРЕЦКИЕ ВОИНЫ

Краеведческие походы в 2019 году:


ГИЧЧИ АНЖИ



ПАМЯТНИКИ АТЛЫ-БОЮНА



БОЙНАК И ИНЧХЕ



ПЕЩЕРЫ, РОДНИКИ И АРТЕФАКТЫ В ГЕЛИ



ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ



ПУШКИН, ГМЕЛИН И КАЯКЕНТ



ВЕЛИКАНЫ ЧОКАЮРТА И ПЕЛИКАНЫ АДЖИ



В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ



КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ



ТАКАЛАЙСКИЕ ОЗЁРА И ДОМА КУМУКА



НАРАТ-ТЮБЕ И УЩЕЛЬЕ НАРТОВ



АЛЯКАЙ-АВУЛ И МОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Краеведческие походы в 2020 году:


АНЖИ-КАЛА: НА УЛИЦАХ ТАРКОВСКИХ



ТУРАЛИ: В ПОИСКАХ ОРНИТОПАРКА

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение



Известные деятели мусульманского духовенства Дагестана.



Абусуфьян Акаев



День памяти жертв политических репрессий.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ДАГЕСТАНСКОЙ АССР МАХАЧКАЛА № 206 29 марта 1944 г.



Он ушел никем не побеждённый

Военная тематика



Исмаилов Абдулхаким Исакович



ПРЕДСКАЗАНИЯ ШЕЙХА АБДУРАХМАНА СУГРИ



Дошедший до Берлина и водрузивший на один из шпилеи рейхстага Красное Знамя

Къумукъ тилде макъалалар



ТАРИХИБИЗНИ ТАЛАПЛЫ ВА ТАЛАЙЛЫ ТАРМАГЪЫ ЭДИ.



УЛЛУ МИЛЛИ УЯНЫВНУ ЙЫЛЛАРЫ



Акаев Мамам Шугаибович



Халкъара савгъатгъа ес болгъан



АНА ТИЛНИ ГЬАЙЫНДА

На турецком



KUMUK TÜRKLERİ ve AVARLAR

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ



FaceBook



instagram



Одноклассники



YouTube



Живой журнал



Телеграмм

Официальный сайт



atakumuk.ru

[img]"[/img]

подпишись

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930