Почему Николай I собирался казнить 36 декабристов
По окончании следствия по делу 14 декабря 1825 года, Верховный Уголовный Суд приговорил к разным казням и наказаниям 121 человек. Преступления, которые вменялись декабристам были: цареубийство, бунт и воинский мятеж. Каждый из вышеназванных преступлений влек за собой длинный ряд преступлений, которые в совокупности сводились к трем: к знанию умысла, к согласию в нем, к вызову на совершение его.
К смертной казни четвертованием были приговорены пять человек. К смертной казни с отсечением головы - 31 человек.
Осуждены к политической смерти (т.е. положить голову на плаху, а потом сослать навечно в каторжные работы) - 17 человек.
Осуждены вечно к ссылке в каторжную работу - 2 человека. Осуждены к временной ссылке в каторжную работу на 15 лет с дальнейшим поселением - 16 человек; к временной ссылке в каторжную работу на 10 лет, а потом на поселение - 5 человек; к временной ссылке в каторжную работу на 6 лет, а потом на поселение - 2 человека; к временной ссылке на каторжную работу на 4 года, а потом на поселение - 15 человек; осуждены к лишению чинов, дворянства и к ссылке на поселение - 15 человек; к лишению чинов, дворянства и ссылке в Сибирь - 3 человека; к лишению чинов, дворянства и отдаче в солдаты до выслуги - 1 человек; с лишением только чинов с отдачей в солдаты до выслуги - 8 человек.
Казнены были только пять человек через повешение. Тех, кого приговорили к смерти через отсечение головы, помиловали.
Повешены были те, кого осудили на четвертование: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский.
Попытаемся понять, чем руководствовался Николай I, осуждая на смерть тех или иных участников декабрьского восстания.
Полковник Пестель: собирался в случае успеха восстания убить царя и истребить царскую фамилию, хладнокровно перечислял всех членов царской семьи, которые должны стать жертвой, назначал лиц, которые должны стать палачами царской фамилии, планировал отторжение областей от Российской империи.
Подпоручик Рылеев: планировал убийство царя и назначил для этого конкретного человека, планировал истребление Императорской фамилии, руководил мятежниками на Сенатской площади.
Подполковник Сергей Муравьев-Апостол: планировал цареубийство, соглашаясь на изгнание царской фамилии, особенно настаивал на убийстве цесаревича, участвовал в планах по отторжении областей от Империи, лично участвовал в мятеже, подстрекал солдат.
Подпоручик Бестужев-Рюмин: помышлял цареубийство, сам вызывался на убийство сперва Александра I, а затем Николая I, имел замысел истребить всю царскую фамилию, так, чтобы затем рассеять по ветру их прах, участвовал в замыслах по отторжению областей от империи, лично участвовал в мятеже, подстрекал солдат и офицеров выступить с оружием в руках.
Поручик Каховский: замышлял цареубийство и полной истребление царской фамилии. Во время мятежа нанес смертельный удар герою 1812 года графу Милорадовичу и полковнику Стюрлеру и ранил одного офицера.
Осужденные к отсечению головы, но потом помилованные, также замышляли цареубийство, лишение свободы императора и императорской фамилии при занятии дворца, призывали к мятежу и пролитию крови. Среди них наиболее известными были: князь Трубецкой, Оболенский, Кюхельбекер, князь Волконский и другие. Всем осужденным к отсечению головы даровали жизнь, лишили чинов и дворянства, сослав навечно в каторжные работы.
Осужденные к политической смерти и вечной каторжной работе также изъявляли согласие на цареубийство и призывали к мятежу. Все остальные осужденные знали об умыслах на цареубийство, были членами тайного общества, соглашались на отторжение областей от империи, призывали к мятежу и пролитию крови.
Декабристы мало чем отличались от того же Николая I. Они планировали взять власть в свои руки, пролив царскую кровь. Николай I взошел на трон пролив кровь декабристов и многочисленных городских жителей, которые собралась на Сенатской площади поддержать мятежников. И Николай I и восставшие были далеки от народа. Декабристы даже более, чем император. Для некоторых из них родным был французский, а русский приходилось учить как иностранный, где уж тут знать свой народ, которому они собирались даровать свободу.
И неизвестно сколько бы народной крови они пролили, насаждая ему свои непонятные идеалы республики, свободы и братства. Декабристы первые пролили кровь, верных престолу людей. Николай же до самого вечера ждал, что все образумится и не отдавал приказа на применение вооруженной силы против мятежников. Вечером пушечная картечь обагрила декабрьский снег кровью, которая решительно взвела Николая I на царский престол.
Источник: Русский инвалид. № 168, 169, 170, 171, 172 1826 г.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.
Источник