Почему Австрия не дала победить союзникам Россию, хотя и очень хотела удивить мир своей неблагодарностью
Россия в преддверии надвигающейся войны с Англией и Францией, хотела во что бы то ни стало отодвинуть Австрию от союза с этими державами. По крайней мере расчет был на то, что Вена останется нейтральной. Николай I очень рассчитывал на порядочность Австрии, которую он спас в 1848 году от гибели, когда венгерские войска уже готовы были занять Вену. Чувство благодарности, по мнению русского императора, должно было удержать австрийского императора от военного выступления против России.
В действительности, Вена желала избежать любой войны в это время. В ее столице шли нескончаемые переговоры по надвигающейся войне союзников с Россией, писались ноты, предложения, протоколы и все только для того, чтобы выиграть время и не влезть в войну ни на чьей стороне. Поэтому Австрийский кабинет разыгрывал очень осторожную партию, пытаясь не вовлечь себя в какие-либо опасности.
Австрия неоднократно заявляла, что не разделяет политических взглядов Англии и Франции по восточному вопросу. Она поддерживала независимость Турции. Часть турецкой империи, которую западные державы предлагали Австрии, вызвала не просто раздумье, а некоторое оцепенение. Однако, Венский кабинет очень хотел сбросить с себя тяжелое иго благодарности России за 1849 год. Это чувство мучило Австрию до исступления, поскольку говорило о ее слабости в прошлом и полной неуверенности в своем будущем. Поэтому Вена настойчиво искала случая использовать слова князя Шварценберга: "мы удивим свет величием нашей неблагодарности".
Случай представился, когда Англия и Франция стали просить Австрию поучаствовать в их затеях против России. У австрийского правительства стало появляться твердое намерение присоединиться к этим затеям западных держав. Император Франц Иосиф очень даже загорелся перспективой своего участия в этой войне против русских. Однако его кабинет, все же понимал, что последствия этого союза могут и не принести выгоды Австрии.
С одной стороны союз этот дает выгоды против России, которая по мнению Вены, постоянно угрожает Германской империи. Занятие русскими устьев Дуная мешает развитию торговли в Черном море и далее на Востоке. Кроме того, Вена неоправданно подозревала Россию в желании распространить свое владычество над славянскими народами и греками Оттоманской империи и расширить свои земли до Адриатического моря. Чем не причина для союза с Англией и Францией, несмотря на военную помощь, полученную от России в 1848-149 годах.
Это с одной стороны, а с другой - австрийский кабинет понимал, что сближение с западными державами по вопросу войны против России, поднимал на повестку огромные и неотвратимы опасности. Это понимание заставляло Австрию очень и очень медлить. Союзники требовали от австрийцев выполнения условий, которые были для них невозможны. Австрия намеренно стала затруднять ход войны с Россией, стараясь изменить сам исход этой войны.
Прежде всего, Австрия ясно увидела неизбежную опасность для себя, если французские войска выйдут на границу с Венгрией, когда Вена окончательно вступит в войну против России. Это сближение французов с венграми обязательно стало бы спусковым крючком для возрождения национальной идеи Венгрии и началом новой борьбы против Австрии. Во французской армии было огромное число венгров по национальности. Это фактор очень пугал Австрию, которая вступила в союз с западом именно на этих условиях Франции.
Наполеон III очень хотел сближения с Австрийской империей и с Англией, которая по сути дела всегда была во враждебных отношениях с Францией. Текущий союз на самом деле был временный, чтобы совместно насолить России.
Австрия, чтобы избежать своего катастрофического, на ее взгляд, положения подписала трактат с Турцией, от которого произошли все остальные несчастия англо-французской коалиции против России. Этот трактат преграждал путь войскам союзников в Молдавию, Валахию и Бессарабию.
Таким образом, Австрия удалила Францию от венгерских границ, обеспечив себе спокойствие в своих владениях. Но обеспечивая себе спокойствие, Австрия воздвигала между союзными армиями и Россией Китайскую стену и тем самым помогла русским направить значительную часть своих сил для обороны Севастополя. Поскольку только после этих действий Австрии стали думать союзники о экспедиции Черным морем в Крым.
Турции венские дипломаты говорили: "Мы принимаем вас под свое покровительство; союзникам: "Мы с вами"; русских они убеждали: "все враждебные действия наши против вас только для виду, хорошо защищайте Севастополь и проучите этих союзников".
В отношении трактата от 20 июня Наполеон негодовал, все говорили в Европе об измене австрийцев, турки вошли в тупик и не знали, что им делать. Молчали только англичане, как-будто ничего не произошло. Но таков был стиль тогдашней политики британцев.
Австрия была удовлетворена тем, что Россия пошла им навстречу и ушла из Дунайских княжеств. Скоро австрийские войска заняли по трактату с Турцией, очищенные Россией княжества.
Если бы Австрия открыла военные действия против русских, то положение России было бы гораздо тяжелее, чем оно было при высаде союзников в Крыму. Тем не менее, неблагодарная Австрия все время держала Россию в напряжении: "а вдруг мы начнем воевать против вас... и наперед знайте, что всего невыносимее - чувствовать благодарность кому-то".
Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.
Источник