Сурб Затик – Святая Пасха в Армении
В этом году 12 апреля Армянская Апостольская Церковь отмечает Пасху – Светлое Христово Воскресение – Сурб Затик. По-армянски «Сурб» означает святой, а «Затик» – освобождение. Сурб Затик – избавление от грехов и возвращение к Богу.
Воскресение Христово является самым главным праздником для верующих, символизируя воскрешение из мертвых Иисуса Христа. Накануне вечером в церквях служат Св. Литургию Сочельника, и пасхальные торжества начинаются. В воскресенье утром совершается богослужение Пасхальной Заутрени, обряд освящения четырех сторон света (Андастан), затем служат Св. Литургию. Приветствуя друг друга, христиане говорят друг другу: «Христос воскрес из мертвых!» – «Благословенно Воскресение Христово!». Радостное Пасхальное приветствие напоминает то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос воскрес!», и отвечали: «Воистину воскрес!» Символом субботней Литургии является зажжение свечей в храме. Зажженные свечи верующие уносят с собой из храма домой.
Армянские семьи подходят к празднованию Пасхи с особым чувством. В Пасху верующие красят яйца. Яйцо является символом воскресения и зарождения новой жизни. А красный цвет символизирует животворную кровь распятого Христа, пролитую во имя нашего спасения. Об окрашивании яйца в красный цвет Св. Григор Татеваци пишет: «Только в Пасху мы красим яйца, поскольку яйцо символизирует Вселенную: скорлупа похожа на небо, пленка – на воздух, белок – на воду, а желток и есть сама земля. Красный цвет означает, что мир был спасен ценой крови Христа. Когда мы берем в руки красное яйцо, мы провозглашаем наше спасение».
По традиции, многие семьи используют для окрашивания яиц старый бабушкин рецепт – яйца варятся в луковой шелухе. В воскресное утро крашеные яйца помещают в выращенную в домашних условиях зеленую траву. Зеленые травяные ростки символизируют воскрешение, восстание из мертвых.
Ну и, конечно же, яичные «бои» – добрая армянская традиция. Один играющий держит пасхальное яйцо в руке, а второй – бьет по нему своим. Если яйцо соперника разбилось, то победитель забирает его. Армяне едят пасхальное яйцо в бртуче (армянский бутерброд с различной начинкой ): на лаваш укладывают разрезанное яйцо, оно посыпается солью, добавляется трава тархун, — и все это заворачивается.
В день празднования Сурб Затик традиционно на стол подают блюда из рыбы, плов с сушеными сливами, абрикосом, изюмом, пирог с начинкой из бобовых культур. Пекут также пшеничные лепешки, а на первое обязательно готовят похлебку из овощей или бобовых, используя чечевицу, зеленый перец, лук и чеснок.
И, разумеется, красное вино – напиток, который Христос пил со своими учениками. На своей последней вечере Иисус преломил хлеб, возблагодарил Отца и раздал апостолам: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Эта заповедь явилась основой таинства Причащения, символизирующего самопожертвование Христа ради людей.
Пятидесятидневный период от Св. Пасхи (Светлого Христова Воскресения) до Пятидесятницы (Пентекосте) в Армянской Апостольской Церкви называется Хинунк. Он посвящен таинству Воскресения и Вознесения Господа, поэтому весь этот период является Господним. Хинунк происходит от слова «пятьдесят». Первые сорок дней посвящены явлению Воскресшего Христа, «Которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3).
Источник