Черкесское общество представляло романтичный период средневековой европейской истории - эпоху рыцарства
В глазах европейских исследователей , социальная структура черкесского общества ,а также их традиции и культура в целом , живо напоминали собой самый романтичный период средневековой европейской истории - эпоху рыцарства. Первый же взгляд на адыгов, облаченных в стальной "норманнский доспех", побуждал любого европейца к поискам древних этнических связей между черкесами и этносами Европы.
«Черкесы, первые аристократы в мире; тип их удивительный». [Соллогуб В. Кавказ в Восточном вопросе // Кавказ. Тифлис, 1856. №. 4. (12 января). С. 15.]
"Черкесы благородно представляют на Кавказе тот рыцарский и воинственный дух, который пролил столько блеска на народы средних веков. Храбрость, ум, красота: природа дала им благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы". [А. Оммер де Гелль "Путешествие по прикаспийским степям и югу России"]
"Это черкесское дворянство , род рыцарей, которые поддерживают между собой и в отношении подданных настоящую феодальную систему, подобную той, которую немецкое рыцарство ввело раньше в Пруссию и Лифляндию". [П. С. Паллас. «Заметки о путешествии в южные наместничества Российской империи в 1793 и 1794 гг.». Т. 1. Лейпциг, 1799. ]
«Нынешнее состояние Черкесии вызывает у нас в памяти представление о цивилизации времен первых королей в Германии и Франции. Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии». [Монперэ Ф.Д. де. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым. // АБКИЕА. С. 437.]
"Мы замечаем в манерах этих вождей признаки, столь свойственные предписаниям рыцарского кодекса чести, — настолько, что Паллас не поколебался утверждать, что кабардинцы по своему происхождению были колонией тевтонских рыцарей."[Дж. А. Лонгворт. "Год среди Черкесов". часть lll.]
«В их обычаях так много рыцарского и прекрасного, что это трудно себе представить. О рыцарском духе, воодушевляющем их, я уже имел возможность говорить, а также о том, как он напоминает то время, когда у нас в Европе, а больше всего на юге Франции, царили храбрость и мужество; что касается состояния музыки у черкесов, то оно в еще большей степени позволяет сделать подобное сравнение». [Кох К. Путешествие по России и в кавказские земли // АБКИЕА. С.604.]
«Черкесские мамлюки принесли в Египет феодализм германского типа». [Эверс Г. Предварительные критические исследования для российской истории. / Пер. с нем. М., 1825. Кн. 1. С. 81.]
"Нравы Кабардинцев, чисто рыцарские. Рыцарство составляет предмет славы каждого; роскошь не вкралась между народом. Золото и серебро ставит он ни во что; напротив того, всякие доспехи и оружие считает драгоценностью... Изучая этот народ, мы найдем в нем много удивительного и достойного; тут прежде шла борьба демократизма и феодализма, были характеры истинно рыцарские, герои исполнены доблести, чести, ума и высокого красноречия, воспитание и презрение всех слабостей тела и духа, к которым сама природа расположила здешних людей, выше Спартанской суровости, дали им условные идеи, предрассудки, обычаи, законы." [Руководство к познанию Кавказа. Михаила Селезнева. Книжка вторая. Санктпетербург, 1847. ]
"Князь или дворянин Черкесский, то есть всякой свободный, владеющий лошадью, всегда имеет при себе саблю, пистолеты и редко выходит без оружия и колчана: с мечем при бедре, в шишаке и латах, покрывающих голову и грудь, Черкес представляет живой образ рыцаря X или XI века." [О нынешнем состоянии земель Кавказских // Вестник Европы, Часть 150. № 18. 1826]
Источник