Что писали средневековые авторы о единстве славян?
В прошлой части своих исторических зарисовок я писал о том, какие сведения о восточных славянах, стоявших у истоков создания первого русского государства, можно было найти у авторов VI столетия.
Я решил продолжить эту тему, так как нашел некоторые противоречия. Например, Прокопий Кесарийский пишет, что племена славян и антов не управляются одним человеком, а живут в "народоправстве".
"Поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим" - поясняет византийский автор.
Но у императора Маврикия (скорее всего, у его безымянного историографа) нахожу прямо противоположные сведения о тех же народах.
"Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах" - пишет византийский автор VI столетия.
То есть, из написанного Иорданом можно заключить, что славяне и анты - два родственных народа, живущих в мире и согласии, но Маврикий пишет совершенно противоположное, хотя оба этих автора жили примерно в одну историческую эпоху.
Во главе "Как надо воевать со славянами и антами" византийский историк также довольно нелестно отзывается о не умении славян жить в единстве:
"Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступить другому"
Тем не менее, у Маврикия есть немало интересных сведений о том, как славяне и анты относились к пленным. Автор пишет, что эти племена, в отличие от других народов, не держат пленных в рабстве, а также предлагают своим пленным, если можно так выразиться "временную неволю". То есть, невольники могут отработать или заплатить выкуп и снова вернуться на свою родину или остаться жить со славянами на положении равных.
Маврикий сообщает о каком-то особом яде, которым славяне смазывают наконечники своих стрел и который имеет смертельные свойства, если вовремя не принять противоядие или не обрезать рану вокруг, чтобы яд не распространился в организме.
"В общем они коварны и не держат своего слова относительно договоров; их легче подчинить страхом, чем подарками" - заключает Маврикий.
Источник