В Мире / Абхазия / 14 май 2020

«Их нельзя склонить к рабству» Что писали средневековые авторы о славянах?

О предысторических или, как еще их называет Акунин "славянах догосударственного периода" источников не так много. На сегодняшний день известно всего три - это трактат Иордана под названием "Гетика", "Книга о войнах" Прокопия Кесарийского и "Стратегикон" императора Маврикия. Геродота, Тацита и прочих античных авторов мы не считаем, так как сейчас речь идет о славянах, стоявших у истоков создания первого русского государства.

Трактат "Гетика" (строго говоря, это некий экскурс в историю готов) был написан готским автором Иорданом в VI веке. Помимо того, что Иордан описывает географию планеты, которая, по его мнению, «есть круг, делящийся на три региона - Африку, Азию и Европу», кое-что он также упоминает и о древних славянах.

Среди народов далекой Скифии он называет антов и венедов, которые предположительно являлись предками славян, а также «склавинов». В их отношении историки единодушны - они предки восточных славян. Интересных сведений о славянах у Иордана не так много. Я выделил несколько моментов, которые мне показались достойными внимания. Например, готский историк пишет, что "руги (еще одно славянское племя, проживавшее на острове Рюген) были сильнее готов телом и духом, но все равно были побеждены" Причину того, почему сильные телом и духом славяне-руги проиграли более слабым готам, Иордан не сообщает. Вероятно, свою роль сыграло численное преимущество готов.

Автор VI столетия Прокопий Кесарийский был по происхождению сирийцем, однако дослужился до секретаря самого византийского полководца Велизария. Чаще всего северные соседи интересовали его, как извечные враги Рима, то есть, с военной точки зрения. Довольно интересно этот автор описывает общественный уклад славян. По утверждению историка, ими не управляет один человек, а живут они в "народоправстве", то есть, правит племенем, скорее всего, совет старейшин. Кесарийский утверждает, что "у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы". Довольно интересен момент, где Кесарийский сообщает, что славяне не верят в судьбу и что если попадают в опасную ситуацию, то просят у богов защитить их, обещая в будущем принести жертву. Далее автор продолжает: "Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства". Что значит "все они меняют места жительства" понять сложно. Думаю, здесь речь о каком-то полукочевом образе жизни.

[img]"[/img]

На сегодняшний день "Стратегикон" императора Маврикия считается одним из самых значительных военных трактатов в истории Византии. Историки до сих пор спорят об авторстве. Многие считают, что книгу, вероятно, написал не сам император, а его безымянный историограф. Также, как и Кесарийский, он пишет о славянах и антах, как о родственных народах, говорящих на одном языке. Что больше всего мне понравилось в этом источнике, это ласкающий мой русский слух пассаж о любви славян к свободе: "по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране"

Однако, как и всех историков, писавших тогда о далеких восточнославянских племенах, Маврикия интересовал лишь тот момент, каковы славяне в бою, как их можно завоевать, а еще лучше - защититься от них. Он также упоминает их силу, могущество и закаленность в боях. Приятно читать о славянском гостеприимстве. Это, кстати, также отмечает Акунин - славяне придавали гостеприимству сакральное значение.

В последней части "Русской истории в пересказе обывателя" я писал о том, как древние историки описывали внешность славян

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Май 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
х