Россия / 18 май 2020

Марийские жрецы попросили хорошую погоду и богатый урожай в Агавайрем

Марийские жрецы попросили хорошую погоду и богатый урожай в Агавайрем

Загадочный праздник Агавайрем: на молениях марийские жрецы просят Богов о хорошей погоде и богатом урожае.

Землю мы до сих пор называем Матерью. Это имя показывает взаимосвязь, которая существует между людьми, животными и другими живыми существами. Однако мы не всегда обращаемся с нашей планетой так, как следует её детям.

К счастью, в нашей стране есть народы, в сердце которых особое место занимает Земля. Коренной народ Республики Марий Эл относится к природе с величайшей любовью и особым почтением.

Сегодня РИА SM-News предлагает познакомиться с марийским национальным праздником, который связан с божествами Земли и силами природы.

mari-arslan.ru

Марийский Праздник пашни и сохи

Весной в Республике Марий Эл отмечают национальный праздник Агавайрем. Причём данный праздник числится в одном ряду с большими марийскими обрядовыми молениями.

«Этот праздник проводится в период весенне-полевых работ», — объясняет глава Советской общины «Марий кумалтыш» Ефим Виногоров.

Как уточняет представитель марийской традиционной религии, по толкованию верховного карта Александра Таныгина, праздник олицетворяет творение природы. «Ага» обозначает простанство, а «вайрем» – творение.

При этом Ефим Михайлович добавляет, что у самобытного марийского торжества существует и другое значение – Праздник пашни и сохи. В данном случае «ага» переводится как поле, а «вайрем» («пайрем) – как праздник.

mari-arslan.ru

Обряды Агавайрем

У любого праздника есть свои ритуалы, которые уходят корнями вглубь веков. Какие традиции связаны с марийским Праздником пашни и сохи? Виногоров объясняет, что хотя Агавайрем относится к обрядовым молениям, но он проводится без жертвоприношения.

Глава Советской общины «Марий кумалтыш» приоткрывает тайны обрядов марийского национального праздника. Предлагаем вам погрузиться в церемонию праздника Агавайрем.

Как рассказывает Ефим Михайлович, на праздник выходят люди в белой, чистой и нарядной одежде. Виногоров особо подчёркивает, что на любых праздниках народ мари бывает в традиционной нарядной одежде.

На праздновании Агавайрем марийцы приходят с крашеными яйцами, которые напоминают пасхальное угощение. Кроме того, на праздник марийцы приносят блины, творожные вареники, квас и другую еду.

«Каждый человек выходит со свечками на мольбище. Причём для Агавайрем оно всегда специальное. По размерам мольбище по сравнению с традиционными местами молений не очень большое.

Например, праздник проводят в рощице с березками. При этом у каждой деревни есть своё место», — говорит глава Советской общины «Марий кумалтыш» Ефим Виногоров.

Ближе к обеденному времени народ мари выходит к молельной роще Агавайрем и начинает собираться. В это время карт (жрец – прим.ред.), который ведёт моление, разжигает небольшой костёр.

При этом люди, которые пришли на моление, ставят свои угощения в ряд на белое полотенце. После этого карт начинает произносить молитвенные слова.

mari-arslan.ru

Моление марийских язычников

Главным образом, последователи марийской традиционной религии благодарят Богов за то, что пережили зиму вместе с её метелями и вьюгами.

Кроме того, народ мари выражает благодарность за то, что им хватило корма для домашних животных, а также за то, что сохранились семена для новой посадки. Одним словом, марийцы говорят слова благодарности за добрые моменты в своей жизни.

Затем участники моления просят Бога о хорошей погоде и богатом урожайном годе. Народ мари также молится о том, чтобы град и непогода проходили их стороной. Конечно, люди просят не только о богатом урожае, но и о своём здоровье.

После завершения этого ритуала начинается индивидуальное моление. Каждый человек подходит со своими просьбами к Богу, которые передаются через карта. Например, о здоровье и благополучии. Затем после своих желаний человек должен принести жертвоприношение – кусочек еды, которую он принёс.

«В заключении, после завершения процедуры, люди снова становятся в один ряд. Кроме того, в некоторых молениях на большую скатерть ставят угощение. После этого спрашивают, покачиваясь: «К кому теперь идти завершать этот праздник?». Обычно по старинке делалось именно так», — говорит Ефим Михайлович.

Представитель марийской традиционной религии объясняет, что после этого обряда выбирают человека или семью, из какого дома в следующем году выйдут на моление. В завершении празднования Агавайрем гости разговаривают и пьют квас.

komanda-k.ru

Самобытное торжество народа мари

Сохранились ли традиции празднования марийского Праздника пашни и сохи до сегодняшних дней? Или ритуал Агавайрем стал историей? Глава Советской общины «Марий кумалтыш» Ефим Виногоров заявляет, что, конечно, это торжество отмечается в Республике Марий Эл и сегодня.

«Каждый год этот праздник обязательно проводится. Агавайрем отмечается масштабно. Даже более широко, чем обычные моления. Причём праздник проводится в каждой деревне», — добавляет представитель марийской традиционной религии.

«Существуют ли различия в праздновании Агавайрем в зависимости от географии?» — спрашиваем у Ефима Михайловича. Всё-таки в республике живут и горные, и луговые мари.

Как рассказывает глава Советской общины «Марий кумалтыш», в районах Марий Эл торжество проходит практически одинаково. По словам Виногорова, праздник может отмечаться в течение недели и заканчиваться «Оно Морко Агавайрем» (Всемарийское моление – прим.ред.).

Кстати, ранее праздник включал в себя две части. Во время первой проходило само моление, а в ходе второй – обрядовые игры. Причём в некоторых местах и сегодня проводят традиционные развлечения. При этом на некоторых территориях идёт только моление.

Например, во время Агавайрем карты дарили молодым девушкам яйца, чтобы те имели много детей. Кроме того, после выхода из священной рощи марийцы устраивали бега на перегонки, различные игры с яйцами.

Ефим Михайлович заверяет, что после завершения праздника народ мари верит, что впереди будет только хорошее, так как природа их охраняет от невзгод и непогоды.

Ps Scr Национальный музей Марий Эл

Виртуальный Путь к святилищу

Сегодня РИА SM-News предлагает своим читателям посетить онлайн-выставку «Путь к святилищу… (страницы из дневника)», которую подготовили специалисты Национального музея Марий Эл.

Создатели экспозиции приглашают всех желающих отправиться в путешествие за границы пространств: жилого и нежилого, людей и богов. Такое виртуальное странствие стало возможным после изучения результатов многочисленных экспедиций.

Сотрудники музея выделили в мифологии народа мари мир «домашних» духов, а также два пути – к богам и к предкам. Под первой дорогой специалисты понимают святилища и священные рощи, а под второй – могильники и кладбища.

По данным пресс-службы культурного учреждения, основой онлайн-экспозиции стали фото, которые сделали во время экспедиции по районам Марий Эл на протяжении последних 20 лет.

«Эти фотографии получены по результатам обследования девяти районов Республики Марий Эл и 76 различных культовых объектов (34 священные рощи, восемь кладбищ, 45 одиночных жертвенных деревьев)», — отметили в Национальном музее Марий Эл.

Кстати, в разделе «Путь к предкам» вы сможете узнать о традициях расположения средневековых могильников и кладбищ, а также обряды проведения молений, в том числе, во время Агавайрем.



Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
х