Жизнь / История / 25 май 2020

Терские казаки - исчезающий народ Кавказа

Мир меняется довольно быстро. И многие факты о народах Кавказа, о которых мы пишем в этом блоге, часто становятся неактуальными. Под напором глобализации старинные обычаи и традиции забываются, а образ жизни и даже самоидентификация изменяется или вовсе стирается.
В этой статье речь пойдет о терских казаках, субэтносе русского народа, сформировавшегося на Кавказе примерно в середине ХVI века.


На сегодняшний день, эта уникальная народность практически исчезла из соцветия народов Кавказа. Этому, отчасти, послужила политика расказачивания, которую проводила советская власть, считая всех казаков, а терских в особенности, своими классовыми врагами. Процесс был запущен еще во время Гражданской войны в России, когда была проведена депортация терских казаков из ряда станиц Терской области. В феврале 1921 года С. М. Киров докладывал во ВЦИК, что из Терской области «выселено более 25 тысяч трудового населения».

Политика сглаживания этнокультурных особенностей казачества присутствовала на протяжении всего периода советской власти. Сегодня отличия его от общерусского населения крайне слабы и самоидентификация как особой социокультурной группы, за крайне редкими исключениями, почти отсутствует.

Итак, терские казаки, терцы, гребенцы — это та часть казачества, которые сформировалась на берегах рек Терек, Сунжа, Аргун, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок.

Терские казаки - исчезающий народ Кавказа

Путь русских на Кавказ открылся при Иване Грозном после присоединения Астраханского ханства (1556) и женитьбы царя на кабардинской княжне Марии Темрюковне (1561). К этому времени казаки на Тереке, Сунже и Аграхани уже жили не менее столетия. Некоторые исследователи связывают появление сунженских (гребенских) и аграханских (каспийских) казаков с поморами-ушкуйниками, мигрировавшими по Волге и Каспию в XIII-XIV веках. В 1563 году воевода Плещеев во главе 500 стрельцов впервые оказывается на реке Терек. Вслед за стрельцами на Тереке оказываются и волжские казаки (потомки донских казаков), которые тревожат ногайского мурзу Тинехмата (территория западного Прикаспия к северу от Терека называлась Ногайской степью). В 1567 году в районе современного Кизляра русские воеводы строят Терский город, который под давлением Турции им приходится оставить.

В 1577 году русские из Астрахани вновь возрождают Терский город, приток людей на Терек связан с репрессиями против волжских казаков стольника Ивана Мурашкина. Примечательно, что от этого времени терские казаки ведут своё старшинство. Во время неудачного похода князя Хворостина в Дагестан (1594) около 1000 терских казаков присоединились к русской армии. Не менее неудачным был поход воеводы Бутурлина (1604), к которому также присоединились терские казаки. При этом, неудачи воевод превратили Терек в относительно вольное место для казаков. К рубежу XVI-XVII веков известны четыре казачьих города на Тереке и Сунже - Терки, Тюмень, Сунжа (на месте нынешнего Грозного) и Андрей (ныне - аул Эндерей в Дагестане). В результате походов иранской армии Хосров-хана (1651—1653) многие казачьи поселения на Тереке прекращают своё существование, а сами казаки уходят в тень пророссийской Кабарды, которая ведёт борьбу как против дагестанских кумыков, так и кубанских ногайцев. Вероятно, именно тогда терских казаков начинают называть гребенскими, то есть горными, живущими на «гребне», в междуречье Терека и Сунжи. Терские казаки приобрели своё своеобразие, восприняв элементы культуры, генотипа и антропотипа местных кавказских племён (осетин, черкесов, грузин, армян, кабардинцев, чеченцев и кумыков).

В начале XVIII века терцы начинают расселяться вниз по берегам Терека. Строятся казачьи городки, ныне известные как станицы: Червлённая, Щедринская, Новогладовская, Старогладовская и Курдюковская. Эти городки, названные по фамилиям или прозвищам атаманов, протянулись по левому берегу Терека. В 1717 году упоминается атаман Басманов, который во главе 500 гребенских казаков принимает участие в Хивинском походе князя Бековича-Черкасского. В 1723 году взамен упразднённых старых русских крепостей на Северном Кавказе закладывается крепость Святого Креста, после срытия которой в 1735 году строится Кизляр. Близ него расселяются донские казаки, которые позже образуют «Терско-Семейное войско» (отличное от гребенских казаков, но тоже терское войско). Известны следующие их городки-станицы: Александровская, Бороздинская, Каргалинская, Дубовская.

[img]"[/img]

Позднее, во время активной экспансии России на Кавказ терские казаки окончательно теряют независимость, но вместе с тем, этот период стал для них временем наиболее славных свершений.

Во время русско-турецкой войны 1787—1791 терские казаки под началом русских офицеров принимали участие в трех походах против турецкой крепости Анапа. В 1796 терские казаки принимают участие в Персидском походе графа Зубова.

Вскоре принимают участие в Кавказской войне, причем не только на стороне императорских войск. Некоторые группы казачества и русских, сражаются на стороне Шамиля.

Появлялось большое количество новых станиц — Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская, Терская, Карабулакская, Троицкая, Михайловская и другие.

Весь XIX и начало XX века принимают участие практически во всех войнах, которые вела Россия на южных рубежах. В Гражданской войне преимущественно поддержали белых, что в итоге привело к трагическим последствиям, потере земель, депортации и расказачиванию.

В 90-е годы в ряде регионов начала проводиться политика возрождения казачьего движения, но, по ряду причин, успехи в этом направлении гораздо более скромные, нежели в соседнем Краснодарском крае и Ростовской области.

Среди терских казаков был распространен русский былинный эпос («старинные песни»), в котором упоминаются Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Дюк Степанович, князь Владимир, Киев, «каминая Масква», Хвалынское море. Также хорошо представлена песенная культура с Терским регионом связана знаменитая казачья песня Любо, братцы, любо и казачья лезгинка «Ойся ты ойся».

Казаки традиционно жили территориальными общинами – кошами, управляемыми выборными (станичными) атаманами. Исключительным авторитетом в обществе пользовались старшие, опытные казаки. Основу хозяйства казаков составляло скотоводство на степных выгонах, а также земледелие в степных долинах, где имелось достаточное увлажнение. Жилища строились из самана – смеси глины, навоза и соломы, покрывались соломой или тростником, обносились плетнем. На Ставропольской возвышенности, где было достаточно скал, подворья обносились также оградами, сложенными из дикого камня.

[img]"[/img]

Самым главным отличием терских казаков от других является то, что в их образовании как кавказско-казачьей этнической общности активно принимали участие не только русские, хотя те стали основателями большинства казачьих фамилий. К казакам в давние времена присоединялись степные кочевники и кавказские народы, распространенным явлением были браки казаков с представителями других народов. Тюркское степное окружение оставило существенный след в традиционных казачьих диалектах. Например, слово «атаман – вождь», происходит от тюркского «я отец». Особенно же сильное влияние на культуру кавказских казаков оказали исконные народы Кавказа, с которыми первые казаки жили в очень тесном соседстве. От них казаки заимствовали традиционную одежду, о которой будет сказано ниже, ряд элементов бытовой культуры, обычай родовой сплоченности, ряд особенностей менталитета, традиционные музыку и танцы.

По некоторым данным, до половины русских, населяющих сегодня Северный Кавказ, являются потомками казаков, хоть и не причисляют себя к этому этносу. Большая их часть сосредоточена в Краснодарском крае, Адыгее, Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Февраль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
х