Жизнь / История / 26 май 2020

Наполеон III в развязывании Крымской войны

Новый президент французской республики родился в апреле 1808 года, он был сыном Людовика Бонапарта (брата Наполеона), в то время короля Голландии и Гортензии Богарне, падчерицы Наполеона. Ходили предположения о внебрачном происхождении будущего императора французов. Наполеон I всегда относился к сыну Гортензии, как к законному представителю своего дома.

Наполеон III в развязывании Крымской войны

Юный принц Людовик-Наполеон отличался наружным спокойствием, любезным обхождением, мечтательностью и некоторой нерешительностью в поступках. Принц верил в свою судьбу, которая должна поставить его во главе всемирной исторической драмы.

Он, так же как и его дядя Наполеон I, пытался поступить волонтером на русскую службу в 1829 году. Однако, этому воспротивились Николай I и король Людовик, который заявил своему сыну, что "участвовать в войне можно только ради своей страны".

Принц Луи предался литературным и историческим занятиям. В 1834 году он издал учебник артиллерии, за что получил чин капитана. Луи-Наполеон не любил тогдашнее французское правительство, которое изгнало его семью из отечества и он стал думать о совершении военного переворота во Франции. В 1836 году Луи-Наполеон участвовал в попытке поднять казармы солдат в Страсбурге к восстанию, но был арестован и отправлен в Париж.

В 1837 году принц переселился в Англию, где создал себе связи в политических кругах, которые через много лет укрепят единение между Англией и Францией и устранят обоюдное недоверие. Принц в Лондоне продолжал свою деятельность, направленную на смену власти в Париже. В то время в Лондоне находился русский генерал-адъютант Шильдер, с которым Луи удалось познакомиться.

При встрече принц высказал те высокие чувства, которые ему внушала личность Николая I, просил Шильдера доложить императору Николаю, что одного его слова будет достаточно, чтобы он, Луи-Наполеон, свергнул короля Людовика-Филиппа с престола. Однако, Шильдер знал о нерасположении Николая I к претенденту на французский престол и ничего ему не ответил.

За очередную попытку переворота во Франции, Луи был посажен пожизненно в тюрьму крепости Гам, в которой он проводил неутомимую деятельность: много читал, писал статьи, что сделало его популярным во Франции. Вокруг его имени начала сплачиваться партия бонапартистов. 25 мая 1846 года он бежал из тюрьмы и прибыл в Лондон.

Через два года в 1848 году Луи-Наполеон стал во главе французского правительства сроком на четыре года. Современники так характеризуют его, как политика и государственного деятеля: "... Неоспоримый ум, большая природная храбрость, приятный в обращении, спокойной и хладнокровной наружности, которая ему дает преимущество перед живыми и наглыми французами, его голова наполнена разными теориями, химерами и упрямством, сердце его настолько же скрытно и недоверчиво, насколько неблагодарно и мстительно, способен на все, даже на жестокость. Он имел намерения великие, но не имел здравого смысла для их практического применения".

2 декабря 1851 года Луи-Наполеон совершил в Париже государственный переворот и стал президентом республики сроком на 10 лет. Император Николай одобрил деятельность Луи-Наполеона на этом посту, поскольку были обузданы революционные элементы, и был водворен порядок. Проявленные знаки внимания и одобрения со стороны русского император тешили самолюбие Луи-Наполеона.

Скоро стали ходить по Европе слухи, что во Франции будет свой император. По этому поводу Николай I говорил: "Пусть он будет всем, чем хочет, хотя бы великим муфтием, если ему это нравится, но не императором или королем". Император напомнил Людовику Наполеону о существовании Венского трактата, который исключал возможность возвращения дома Бонапартов на французский престол. Принц находил оскорбительным такое отношение к нему русского правительства.

1 декабря 1852 года Луй-Наполеон был объявлен императором Франции под именем Наполеон III. В дипломатической переписке сразу же возникли вопросы этикета, связанные с именем нового монарха в Европе: обращаться ли монархам к Наполеону III, называя его "мой брат", как это принято между государями, или как-нибудь иначе.

Император Николай объявил свою точку зрения: "Для нас не может быть вопроса о Наполеоне III, так как эта цифра есть нелепость; обращение должно быть: "Его величеству, императору французов", совершенно коротко, и подписано не "брат", а только "Николай", "Франц-Иосиф" и "Фридрих-Вильгельм". Тем не менее все письма от европейских дворов, поспешивших признать французскую империю, начинались со слов: "мой брат". Упорствовала только Россия.

Так или иначе, но России и Европе пришлось вести внешнюю политику в новых реальностях с новым императором Франции Наполеоном III. Это имело отношение к болевым вопросам России по отношению к святым местам на Востоке, проблема которых стал в это время приобретать более резкие очертания. По этому вопросу стал возникать русско-французский конфликт, поскольку турки отдавали несправедливое преимущество по святым местам французским католикам, хотя ранее эти права принадлежали православным.

Император Николай увидел в этих интригах Франции по отношению к православным на Востоке озлобление Наполеона III против России по поводу обращения "брат". Николай I отмечал, что уже "теперь видно его дурное влияние на Царьград по делам святых мест".

Наполеон был оскорблен на нерасположение Николая к его личности, за то, что тот не хотел признать его равным себе монархом. Император Франции был настолько чувствителен пренебрежением к нему русского правительства, что в минуту откровения он заявил австрийскому послу: "Я готов целовать в обе щеки того, кто меня целует, но если мне дают пощечину, то я ее возвращаю".

По мере развития событий, Наполеон долго еще колебался, чью сторону занять. Он еще хотел, несмотря на соглашение с Англией, жить в мире с Россией и, что даже известие о занятие русскими Дунайских княжеств не изменило его миролюбивого настроения. Наполеон хотел союза с Россией, но, когда этого не удалось, то Англия предложила Наполеону свою руку. Пальмерстон, пользуясь влиянием на французского императора, льстил его честолюбию, чего не стал делать Николай I.

Императору Наполеону не верили в Петербурге из-за его лицемерия как к врагам, так и союзникам. В России понимали, что основная идея Наполеона была: на фоне европейского кризиса созвать конгресс, который отменил бы трактаты 1815 года, унижавших Францию. Для достижения этой цели он не остановится перед опасностью войны, и что Англия поддерживает в этом Наполеона. Тяготение западных держав к подчинению взаимных отношений России и Турции общему европейскому конгрессу становилось все яснее.

Европа не могла допустить дальнейшего преобладающего влияния России на турецком Востоке, считала турецкие дела своими общеевропейскими и никоим образом была не согласна, чтобы русско-турецкий спор был разрешен только между Россией и Турцией.

Николай I решил ультимативно требовать удовлетворения прав православных по вопросу о святых местах. Чтобы воздействовать на Турцию по решению этого вопроса, Николай ввел в Дунайские княжества войска, которые намеревался держать там до получения положительного результата от Турции. В ответ французская и английская эскадра подошли к Дарданеллам, турки почувствовали себя в полной безопасности.

Становилось очевидным, что вопрос о святых местах приобрел вид и значение борьбы России с Европой и стал прологом Крымской войны. Война неумолимо приближалась; ее чувствовали все, о ней повсюду говорили. "Сколько мне все это на старости прискорбно; желал бы кончить жить в покое!" - восклицал по этому поводу Николай I.

В начале кризиса европейский мир или война находились в руках Императора Наполеона III и лондонского кабинета. "При современном всемогуществе Наполеона в этом странном государстве, от него одного зависел мир или война из-за осложнений на Востоке," - писал посол Киселев из Парижа.

По мере развития событий, Наполеон долго еще колебался, чью сторону занять. Он еще хотел, несмотря на соглашение с Англией, жить в мире с Россией и, что даже известие о занятие русскими княжеств не изменило его миролюбивого настроения.

Но жаждущий славы ум Наполеона делал все, что приблизить начало войны, он прилагал большие усилия, чтобы заставить Англию более решительно вмешаться в распрю России с турками. Общественное возбуждение Франции все более приобретало воинственный характер.

Захват Крыма не входил в первоначальный план действий англо-французов. Французский император Наполеон III был более склонен идти по стопам своего дяди Наполеона I и захватить Польшу. Но для этого нужны были союзы с многочисленными германскими державами, которые не терпели французов.

К тому же Англия старалась не травмировать Польшу новыми военными походами. Сам же Наполеон не желал расстраивать Англию, поскольку она ему была крайне нужна в качестве союзника против русских. Поэтому можно определенно сказать, что все действия Франции определялись английским правительством.

[img]"[/img]

Уже после разрыва с Россией Наполеон заявил: "Я смеюсь над Восточным вопросом, так же, как и над влиянием русских в Азии. Меня интересует лишь влияние их в Европе, и я хочу положить конец тому господству, которое за последнее время петербургский кабинет приобрел на континенте. Мне все равно, желает ли Россия очистить княжества или нет, но я желаю ослабить ее и не заключу мира, пока не достигну своей цели".

После разрыва дипломатических отношений с Россией, штаб предстоящей войны был сосредоточен в Париже, где над планом кампании трудились сам Наполеон и маршалы С-Арно и Вальян. Туда на совещания прибывали английские генералы и будущий главнокомандующий лорд Раглан.

Именно Наполеон, предвидя, что морские силы в войне с Россией надо будет поддерживать сухопутной армией, стал убеждать Англию высадить французскую армию в Константинополе. Сперва англичане отказались, но потом предложение Людовика-Наполеона встретило больше сочувствия.

Наполеон намеревался сосредоточить на Балканах до 100 тыс. человек. В Париже предполагалось провести набор легиона из поляков и высадить их в Курляндии, чтобы поднять восстание в Литве и распространить его до Польши. Другой такой же легион должен был бы вступить в Подолию и Волынь. Летом 1854 года французская армия насчитывала в своих рядах 390 тысяч человек, готовых к отправке на войну с Россией.

Такова была роль Наполеона III в готовящейся драме Крымской Войны, основанной более на собственном чувстве честолюбия, которое весьма ловко использовали англичане в стремлении усилить свои позиции на Востоке за счет ослабления влияния России на Турцию и Балканы.

Источник: Зайончковский А.М. Восточная война 1853—1856 г. Место издания: СПб. Год издания: 1913

Фото взяты из доступных источников Яндекс.

Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031