Американские корни «Черкесского прогресса»
Месяц назад Минюст России внес в список нежелательных неправительственных организаций на территории РФ еще одну организацию - американский «Джеймстаунский фонд». 8 апреля организация была признана нежелательной Генпрокуратурой России. По данным надзорного ведомства, эксперты и аналитики фонда пропагандируют отделение от страны регионов Северного Кавказа и разжигают этносепаратизм в национальных республиках России. В частности, они нагнетают националистические настроения и пытаются осложнить межнациональные отношения в субъектах страны, используя «черкесскую» тематику. В число этих субъектов входит и Адыгея, где по имеющимся данным, задачи фонда выполняла общественная организация «Черкесский прогресс».
Антироссийская деятельность
У «Черкесского прогресса» есть свой сайт. Первое, что бросается в глаза, когда открываешь страницу, — лозунги организации, вынесенные в отдельный раздел. Читаем: «Нет двойному транспортному налогу! Нет грабительскому налогу на имущество! Внести изменения в пенсионный закон! Не материнский капитал, а семейный!».
Ответа, в чем взаимосвязь этих лозунгов с черкесской проблематикой, которой, как заявлено, занимается организация, мы не нашли. Вывод напрашивается один: функционеры сообщества нацелены на то, чтобы настроить людей против принятых в России законов.
Впрочем, о законах, по всей видимости, функционеры не осведомлены. Никак иначе не объяснить содержание размещенной на их сайте статьи со скандальным заголовком: «Черкесов хотят лишить национального флага».
В такой статье любой читатель ожидает увидеть факты, указывающие на притеснения или какие-либо заявления официальных органов, касающиеся статуса государственного символа. Но по факту здесь — только длинные рассуждения о попытках неких ученых «истолковать черкесский флаг по-своему», интерпретировав символы на нем как языческие.
Уточним: еще в 1992 году в Адыгее был принят региональный закон «О Государственном флаге Республики Адыгея», который закрепил полотнище темно-зеленого цвета, на котором изображено 12 золотых звезд и три золотые перекрещенные стрелы, в качестве официального госсимвола республики. А в 2013 году парламент Адыгеи внес изменения в законодательство, учредив новый официальный праздник – День государственного флага Адыгеи, который в регионе широко отмечается ежегодно.
Но несмотря на эти решения, автор статьи — председатель исполкома организации «Черкесский прогресс» Аслан Агиров – высказывает обвинения в адрес республиканских властей, а также по какой-то причине Духовного управления мусульман в «попустительстве».
«Разрастание процессов, попустительство в этих вопросах со стороны республиканских властей и недостаточные действия со стороны органов Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края вынуждают нас обратиться по этому поводу к народу. Призываем противодействовать этим античеркесским действиям на всех возможных уровнях!» — резюмирует автор статьи.
О каких «античеркесских действиях» республиканских властей идет речь, из статьи не ясно. Как неясно и то, кто и зачем намерен «лишать черкесов их флага».
Впрочем, непоследовательность мыслей и действий руководства организации просматриваются практически во всех размещенных на сайте материалах. Для примера читаем еще одну статью – о встрече активистов с министром культуры Адыгеи. С ним по непонятной причине обсуждалось, как можно было бы предположить, не творчество национальных коллективов. А вопрос убыли населения республики. Причем по итогам встречи общественники делают заявление: причина убыли – «внешнее негативное воздействие на правильное понимание значения института семьи, взаимоотношений между людьми».
Американские «корни»
О «внешнем воздействии» активисты говорят не случайно. «Черкесский прогресс» был основан на смену сообществу с похожим названием – «Черкесский конгресс». Не секрет, что эта организация была подконтрольна «Джеймстаунскому фонду», который задействовал ее в антироссийских мероприятиях.
Об этом, в частности, свидетельствует и то, что так называемым стратегическим партнером «Черкесского конгресса» был директор «Института восточного партнерства» Шмулевич, который одновременно являлся координатором американского «Джеймстаунского фонда» на Северном Кавказе.
В задачи «Черкесского конгресса» входило раскачивание темы признания международным сообществом геноцида черкесов, якобы совершенного РФ, а также создание адыгами собственного суверенного государства. В 2014 году эта организация была ликвидирована в судебном порядке «в связи с неоднократно выявленными нарушениями федерального законодательства о деятельности общественных объединений и противодействии экстремизму». А спустя несколько лет на смену ей была создана новая – «Черкесский прогресс». Ее учредителями стали Аслан Агиров и A.M Авгана – бывшие члены исполнительного комитета «Черкесского конгресса».
При этом известно, что оба они работают в сотрудничестве с Ларисой Тупцоковой, функционером «Черкесского культурного центра». В СМИ есть информация о том, что Тупцокова — замужем за известным культурным деятелем Гелой Хмаладзе — вице-президентом организации «Кавказский фонд». Эта организация была подразделением Департамента контрразведки МВД Грузии. Несколько лет назад представителем министерства внутренних дел Грузии в соцсетях были опубликованы секретные документы, указывающие на это. В них также говорилось, что «Кавказский фонд» был создан для «контроля за процессами, происходящими в Северо-Кавказском регионе», для вербовки молодежи и интеллигенции Северного Кавказа, усиления нестабильности и экстремистских настроений в южных регионах России». В утекших документах есть сведения и о том, что грузинская организация «Кавказский фонд» сотрудничала с американской некоммерческой организацией «Джеймстаунский фонд».
Более того — Авгана является учредителем и представителем на Кавказе еще одной связанной с «Джеймстаунским фондом» структуры – канадской «Черкесской организации помощи репатриации».
Руководство «Черкесского прогресса» уже дважды получало представления прокуратуры Адыгеи о недопустимости нарушения федерального законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Но работу организация все же продолжила. Правда, их сайт не обновлялся уже больше месяца: последняя публикация сделана в конце марта – за несколько недель до внесения американского «Джеймстаунского фонда» в список нежелательных неправительственных организаций на территории РФ. Случайно ли такое совпадение?