Как грузинская принцесса стала первой моделью Коко Шанель и изменила отношение к манекенщицам?
Мэри Эристави (Шервашидзе до замужества) была фрейлиной последней российской императрицы Александры Федоровны. Утонченная, красивая, с великолепными манерами, на ее век (она прожила долгих 97 лет) выпало множество испытаний, каждое из которых она преодолевала с честью и достоинством.
Мэри родилась в 1888 году в Батуми, в семье грузинского генерал-майора. С самого детства она отличалась красотой и хрупким телосложением, она получала комплименты даже от Николая II, бывавшего в Грузии в 1912 году. Увидев княжну, он восхищенно промолвил: «Грешно быть такой красивой…»
Вскоре после визита императора семья Мэри переехала в Петербург, а она в 24 года стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны. Спустя три года, после смерти отца, семья вернулась в Грузию – жизнь в мрачном Петербурге грузинским аристократам из солнечной Аджарии пришлась не по вкусу. На родине Мэри вышла замуж за князя Георгия Эристави, влиятельного грузинского дворянина.
В 1921 году супругам пришлось покинуть родную Грузию – власть в стране захватили большевики, которые не жаловали представителей аристократии и княжеских династий. Эмиграция стала бегством от тюрьмы или даже казни.
Семья Мэри перебралась в Париж, там они поселились в 16-м округе, популярном среди высшего французского общества. Вот только средств на то, чтобы вести прежний образ жизни, у Мэри и ее супруга больше не было. После того, как супруги продали все, что у них было – даже золотую табакерку, подаренную Николаем II, аристократам пришлось искать работу. С помощью своего знакомого, великого князя Дмитрия Павловича, Мэри устроилась манекенщицей к Коко Шанель.
Кавказская красота княжны пленила французскую публику. Если раньше к манекенщицам отношение было предвзятое – в профессию нередко подавались красивые, длинноногие и необразованные девицы, то с появлением в Париже Мэри Эристави, бывшей фрейлины императрицы, горделивой грузинки с изящными манерами, преисполненной чувства собственного достоинства, все изменилось.
Мэри прожила во Франции 65 лет, мечтая вернуться на родину, в Батуми. Советская власть ей этого не позволила. Она рано овдовела, но хранила верность своему супругу, пережила всех своих родных, проведя остаток жизни в доме престарелых. Но даже там ее комната всегда была заставлена цветами от поклонников.
Источник