Археологические данные об абазинах

Что дает нам археологический материал по вопросам этнической истории абазин? Л. Н. Соловьев (археолог) видел в носителях южно-дольменной культуры далеких предков абазинского народа. В Карачаево-Черкессии дольменообразные гробницы известны на реке Теберде и Кяфаре. Следовательно, отдельные факты переселения абазин на Северный Кавказ, в частности в Теберду и Кяфар, имели место уже в III—II вв. до н.э. так именно этим временем датируются дольмены и дольменовидные гробницы. Здесь интересно привести соображение В. И. Морковина (археолог) о том, что дольмены, известные на реках Теберде и Кяфаре, могли быть оставлены племенами, проникшими сюда через Клухорский перевал из Абхазии. Территория, занятая дольменовидными гробницами, близка землям абазин.
Таким образом, можно предположить, что дольмены и дольменовидные гробницы, которые располагались на территории Карачаево-Черкесии, могли быть отчасти оставлены протоабазинами. Итак, носители дольменной культуры — протоабазины — частично заселяли территорию Карачаево-Черкесии начиная с III–II тыс. до н.э. Известны и более позднее памятники, которые могут принадлежать древнейшим предкам абхазо-абазин. Имеется в виду погребения с кремацией. Погребальные обряды принадлежали к числу важнейших этнографических признаков, отличавшихся в древности особенной устойчивостью, и поэтому имеют большое значение для решения этнографических проблем. Наличие сходства или преемственности в погребальных обычаях может свидетельствовать об этническом единстве, и наоборот, отсутствие такого сходства нередко указывает на этнические различия. Погребений со следами трупосожжений, связываемых с абазинским этносом в Закубанье немного. Датируются они начиная с VII в. С IX—X вв. число их увеличивается. Могильники с трупосожжением в верховьях Кубани и Гоначхирском ущелье датируются VIII—IX вв. Показательно, что этот могильник находится на пути из Абхазии, в частности из Цебальды, на Северный Кавказ через Клухорский перевал. Таким образом, судя па погребениям с кремацией, проникновение отдельных протоабазинских элементов на Северный Кавказ продолжалось с различной степенью интенсивности и в VII—VIII вв. Массовое же движение абазин с восточного побережья Черного моря на восток и северо-восток началась на рубеже XIII—XIV вв.
Статьи:
Еврейская тема в грузинских исторических источниках
Армянин мог быть «более русским, чем все мы» говорил Высоцкий
ДЕПОРТАЦИЯ ЧЕРКЕСОВ ИЛИ КАК ЦЕЛЫЙ НАРОД СТАЛ ЗАЛОЖНИКОМ ИСТОРИИ
Почитание растений у древних черкесов
О воспитание детей у древних воинственных черкесов
Тяжелая судьба горцев в Анатолии после войны на Кавказе
Таинственная картина на которой тоже есть 12 звезд
Источник