Челябинск и городской бор: новейшая история взаимоотношений
Начиная с 25 января жители столицы Южного Урала борются за запрет вырубок в городском бору. Именно тогда экосход с участием мэра Челябинска собрал более трехсот человек. С тех пор прошла серия одиночных пикетов и круглых столов с участием экоактивистов, а с 28 марта гражданский протест перешел в онлайн-режим из-за введения режима самоизоляции губернатором Алексеем Текслером.
Вскоре после начала эпидемии коронавируса была создана интернет-петиция в защиту городского бора, которая на данный момент собрала почти полторы тысячи подписей челябинцев. Все они выступили за незыблемость границ этого памятника природы, из состава которого в очередной раз планируют вывести несколько гектаров — об этом мы расскажем в сегодняшнем материале РИА SM-NEWS.
Начнем с того, что общая протяженность леса с северо-востока на юго-запад достигает пяти с половиной километров, а средняя ширина около двух километров. Печально, но границы Челябинского городского бора сокращаются на протяжении последних пятнадцати лет (изменения в сторону их уменьшения вносились уже восемь раз). Стоит отметить, что сегодня на территории природного памятника находятся губернаторская резиденция, элитное жилье и даже гостиница (за оградой бывших обкомовских дач). Между прочим, предотвратить массовые вырубки в городском бору за этот период удалось всего лишь один раз: в 2012 году было остановлено строительство дороги, которая должна была связать северо-запад и район бывшего Автоматно-механического завода, став дублером Троицкого тракта.
Одно из последних решений о вырубке четырех гектаров бора было принято на заседании Законодательного собрания Челябинской области — 26 декабря 2019 года. На участке у Областной больницы челябинские власти планируют построить хирургический корпус для онкобольных детей. Несмотря на высокую социальную значимость этого объекта, представители гражданского общества считают, что существует несколько вариантов альтернативных площадок для строительства медицинского учреждения, в том числе на месте одного из устаревших больничных корпусов. Выбор одной из этих площадок поможет спасти более четырехсот деревьев.
Стоит отметить, что еще 20 декабря 2019 года глава города Челябинска Наталья Котова обещала восполнить ущерб, который будет нанесен челябинскому городскому бору при строительстве детского хирургического корпуса высадкой крупномеров. Позже стало известно о том, что челябинские власти подготовят для данной акции более тысячи деревьев. По словам мэра, иных вариантов строительства корпуса для онкобольных детей попросту не существует, ведь власти ограничены нормативами, запрещающими перевозку тяжело больных даже по территории больницы, а также сметой в 4,5 миллиарда рублей. Тем более, что часть этих средств пойдет на покупку медоборудования.
Не меньшее социальное напряжение вызывает проект строительства Академии хоккея в лесопарковой зоне на территории семи гектаров, примыкающей к основной части городского бора, а также к местам выявленных захоронений жертв сталинских репрессий (мемориальный комплекс «Золотая гора»). Решение о строительстве этого спортивного объекта в районе бывшей Тополиной аллеи также подвергается активной критике общественников. Более того, его критикуют не только экологические, но и спортивные активисты.
Среди них выделяется лидер общественного движения «Верните хоккей на ЧМЗ» Антон Сериченко. По его словам, в Челябинске назрела необходимость перенаправления полученных федеральных дотаций (в размере 737 миллионов рублей) со строительства Академии хоккея на действующие спортивные объекты столицы Южного Урала, — в том числе, ледового дворца «Мечел». Все они в недавнем прошлом имели определяющее значение в деле подготовки молодых хоккеистов, а в данный момент находятся в состоянии стагнации.
Напомним, что основу вышеназванного участка лесопарковой зоны составляют многолетние березовые рощи, дикорастущие плодовые деревья и ягодные поляны. В нем же проходит популярная лыжная трасса и проводятся тренировки детской спортивной школы — несмотря на то, что часть леса уже застроена новыми жилыми кварталами. Также местные жители любят совершать здесь велосипедные и пешие прогулки. С 2017 года инициативная группа из местных жителей борется за сохранение леса и мемориала «Золотая гора». Суть их предложений сводится к созданию на этом месте благоустроенного парка с мемориальной и рекреационной зонами.
По оценкам челябинских историков и краеведов, в одиннадцати заброшенных золотых шахтах покоятся более двенадцати тысяч репрессированных, расстрелянных в 30-ых и 40-ых годах XX века. Среди них выделяются представители национальных меньшинств, казачества, а также православных христиан: десятки представителей духовенства, церковных служителей и простых прихожан православных храмов Южного Урала. В связи с расширением города в эту сторону челябинский краевед Юрий Латышев предлагает провести экспертизу для определения границ массовых захоронений и объявить их объектом культурного наследия. Однако, этот вопрос не решается на протяжении трех последних лет.
— В Челябинском генплане обозначен 36-ой квартал (в границах продолжения улиц Академиков Королева и Макеева, Героя Родионова и Комсомольского проспекта). Это лес и его нужно сохранить. Тем не менее, если жителям города и ближайших к этому кварталу микрорайонов лес не нужен, а Академия хоккея просто жизненно необходима для Челябинска и именно в этом месте, то до начала строительных работ требуется провести историко-культурную экспертизу (в соответствии со ст. 28 федерального закона №73 «Об объектах культурного наследия»). Это необходимо сделать для определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия на земельных участках, где предполагается возведение комплекса Академии хоккея. Именно в этом квартале могут находиться заброшенные золотые шахты с останками расстрелянных в 1937-1938 гг. — жертв сталинских репрессий. Несомненно, что эксперты должны потребовать проведения предварительных археологических раскопок в данном квартале, — заявляет Юрий Латышев.
Журналисты РИА SM-NEWS также пообщались с наиболее активными сторонниками сохранения Челябинского городского бора и соседствующих с ним лесопарковых зон. По словам представителя общественного движения «Горожане» Андрея Костенко, городской бор является основным источником кислорода для Челябинска:
— Когда жители нашего миллионника приходят на прогулку в бор, то ощущают его необыкновенную атмосферу. Можно сказать, что для нас воздух внутри бора лечебный. Буквально пятьдесят метров вглубь — и вы погружаетесь в мир спокойствия и релакса. Свежий хвойный аромат и щебетание птиц просто необходимы для восстановления душевных и физических сил, убиваемых суетой мегаполиса.
— Он прекрасен именно тем, что существует в таком диком виде в городском центре. Поэтому, чем меньше дорожек, площадок и прочих удобств, тем лучше для нашего первозданного бора. Для велодорожек, скейт-парков, волейбольных площадок и прочих пободных объектов лучше осваивать, приспосабливать и озеленять новые территории. Именно так поступает Администрация Ленинского района, где постепенно строится набережная вдоль озера Смолино, оснащенная велодорожками. Не менее привлекателен проект парка на Плодушке. Нам стоит заимствовать передовой зарубежный опыт городского благоустройства и озеленения. К примеру, в том же Ванкувере на 650 тысяч населения приходится порядка пятиста парков и скверов. Челябинск должен пойти по такому же пути: чтобы у каждого горожанина в шаговой доступности был зеленый оазис, где можно отдохнуть, позаниматься спортом и набраться новых сил. Это снимет нагрузку на бор, позволив его сохранить. Новые общественные пространства предоставят челябинцам больше разнообразных вариантов досуга.
Андрей Костенко считает, что текущий генплан направлен на уничтожение всего зеленого в Челябинске — примером тому лес на Тополинке, сквер у Центрального клуба в Металлургическом районе и так далее. В связи с этим люди действуют все решительнее и организованнее:
— Все чаще мы наблюдаем, что челябинцы начинают относиться к вырубкам деревьев как к своим собственным проблемам, даже если зеленые зоны расположены совсем не в их районе. Горожане понимают, что это уже не местные, а системные проблемы, которые нужно решать широким фронтом. Если говорить о формах борьбы за экологическую обстановку в городе, то они могут быть самыми разными и предсказать до какого предела люди готовы пойти в этой борьбе я предсказать не берусь. Что же касается процедуры изменения границ Челябинского городского бора, возможной смены его статуса и определения видов назначения земельных участков, то наши юристы предлагают обратить внимание на законодательство Свердловской области, где эти вопросы проработаны гораздо лучше. Собственно эти предложения мы планируем изложить во время диалога с челябинскими властями, — подытожил представитель движения «Горожане».
Предыдущего оратора поддерживает участник экологических протестов Олег Шамбуров:
— Кусочек леса в центральной части города — это окно в природу для каждого из жителей нашего мегаполиса.Тем более, что в городском бору можно отдохнуть на берегу нескольких прудов и карьеров. Ели мы потеряем бор, то не сможем создать ничего подобного — такие экосистемы развиваются на протяжении столетий. На мой взгляд, здесь все уже отлично сбалансировано, и нам с нашими потомками остается только поддерживать этот лес в чистоте. Но совсем недавно представители власти заявили, что им негде строить детский хирургический корпус. Однако, я уверен, что его можно построить на месте одного из аварийных домов, которых немало в нашем городе — в том числе и деревянных, — заявляет он.
— Я участвовал в немалом количестве общественных мероприятий против застройки бора, принимал участия в круглом столе по вопросу строительства корпуса для онкобольных детей. Но ни разу я не услышал аргументов — кроме одного тезиса: «Вы против детей», продолжает Шамбуров. — Однако, я слышал, как экологи, общественники, урбанисты и прочие неравнодушные к будущему нашего города люди очень подробно объясняли, что никто и не думает выступать против оперативного строительства современного медучреждения для лечения детей. Тем не менее, вырубка единственного места с чистым воздухом в постоянно наполненном смогом Челябинске только увеличит риски для легочных болезней и развития рака у детей. Если бы депутаты действовали в интересах граждан, то был бы проведен социологический опрос. Словом, тему бы подняли для широкого общественного обсуждения, но тему до последнего скрывали. Исходя из общения с моим окружением, я уверен, что большинство челябинцев выступает против строительства хирургического корпуса в данном месте, а сторонниками этого проекта являются исключительно представители бюджетных организаций — которых я и наблюдал на вышеназванных мероприятиях.
Подчеркнем, что у челябинских общественников также есть конкретные инициативы по созданию инфраструктуры для качественного отдыха жителей и гостей города. Об одной из них нам рассказал блогер Александр Корецкий:
— Есть проблема растущего Северо-запада и увеличивающегося потока людей оттуда в центр и обратно. Существующие дороги с нагрузкой не справляются, но пускать автомобили по Городскому бору, конечно, нельзя. Может быть, стоит проложить там трамвайную линию? Это резко повысит популярность данного экологичного вида транспорта. При этом не нужно вырубать деревья: есть уже существующие пути детской железной дороги, остается только положить вместо них трамвайные рельсы. Люди будут с удовольствием доезжать из дома до работы, по пути любуясь лесом. Время пути от Чичерина (где нужно будет построить мост через реку Миасс) до ЮУрГУ будет составлять около десяти минут. Параллельно с путями можно будет построить небольшую велодорожку. Аналога такому проекту не будет во всем мире.
К нему присоединяется постоянная участница экологических протестов Анастасия Зеленцова:
— Челябинский сосновый бор – это достояние не только Челябинска, но и всей области — памятник, олицетворяющий красоту и силу природы. Лично для меня это место, где отдыхает душа и тело. Место, где я получила прекрасные воспоминания, проводя время со своими родными и близкими. Чтобы сосновый бор стал еще ближе и роднее для всех челябинцев, нужно строить экопарки с прогулочными дорожками, приспособленными как для пешеходов так и для велосипедистов. По краям можно спокойно разместить уличные тренажеры, а также небольшие детские площадки, не уходя глубоко в бор и не лишая его большего количества зелени, чем требуется, — считает девушка.
— Его можно провести даже среди студентов и молодых архитекторов — ведь в высших образовательных учреждения учат проектировать с минимальными потерями для природного ландшафта. Я считаю, что судьбу бора должны определять жители Челябинска с помощью общественных слушаний, а также на основе взаимодействия ключевых активистов и экспертов с Общественной палатой. Никак не депутаты, которые сегодня есть, а завтра их уже след простыл. А нам и нашим детям еще жить в этом городе, — возмущается Анастасия Зеленцова.