Английская железная дорога в Крымскую войну
В Крымскую войну, когда погода была хорошей, войска могли делать переходы до 90 км. в сутки. С наступлением осенних дождей переезд из Севастополя до Симферополя в 70 км. занимал две недели, вместо двух дней, как обычно, в те времена. Грязь была такова, что по такой дороге пара волов перевозила из Симферополя к Севастополю только одну бомбу.
Точно так же обстояли дела и у англичан, сделавших своей базой Балаклавскую бухту, в которой с кораблей выгружались войска и припасы. Затем сухим путем людей и припасы переправляли до передовых позиций, до которых было около 13 км. Как таковой дороги для этой цели не было никакой, а существовала только одна колея, выбитая тысячами пар колес от повозок.
В ясную погоду, какой был весь октябрь англичане своевременно доставляли по этой колее все, что им было необходимо. Но как только начались дожди, то все пути стали непроходимыми. Англичане беспечно относились к строительству проезжей дороги, так как считали, что к зиме Севастополь будет взят. Однако время показало, что войска придется снабжать всю зиму, поскольку Севастополь успешно обороняется.
Постепенно с ухудшением погоды, англичане обнаружили, что, идя до позиций, ноги увязали в грязь по колено, а сапоги просто снимались с ног. В середине декабря воз с грузом 35 пудов доставить на позиции было невозможно, даже если запрячь 10 лошадей. Англичанам для доставки припасов на передовую линию пришлось использовать вьючных лошадей, которые из-за недостатка корма массово дохли. Снабжение армии резко ухудшилось, и солдаты начали голодать. Если ранее на позициях все чины получали сахар, кофе и чай, то теперь воду и сухари. А в это время в Балаклаве было полно провизии, в том числе и овощей.
Огромные запасы продуктов в Балаклаве гнили и портились на глазах голодных солдат. Испорченные продукты приходилось сбрасывать в море. Кроме продуктов пропадало и зимнее обмундирование для солдат, утонувшее при доставке во время бури 14 ноября 1854 года. Только в середине января английские солдаты получили теплую одежду. В результате всех этих обстоятельств в армии начались повальные болезни: цинга, а затем и холера, которая оставляла в одной армейской бригаде из 4 тыс. человек только 900.
Бездорожье было повсюду уже такое, что даже лошади не могли вытащить ноги из липкой грязи, оставались в ней и погибали. Поэтому лошадей для транспортировки припасов катастрофически не хватало. Англичане стали пытаться сделать дорогу руками турок, но те были так ослаблены болезнями и голодом, что толку от них не вышло.
В течение декабря и января дорога из Балаклавы на позиции около Севастополя была усеяна брошенными повозками, околевшими лошадьми и разными припасами. Доставка пушек, мортир и снарядов прекратилась. Из-за отсутствия подвезенного продовольствия из армии начались многочисленные побеги, для которых использовались чужеземные корабли, доставляющие в Балаклаву разные товары для войск.
Англичане решили строить железную дорогу в Крыму, что всем в Англии казалось чем-то фантастичным. Нашлась частная фирма, которая без особой надежды на прибыль для себя начала строительство такой дороги от Балаклавы до позиций. В январе 1855 года из Лондона выехали землекопы, плотники и прочие рабочие строить железную дорогу. Британское правительство не участвовало в этом деле никак, да и частные компании не подпускали чиновников близко к строительству, потому что понимали, что они все загубят.
500 рабочих, врач и четыре фельдшера прибыли в Балаклаву. Работа проводилась ими в любую погоду. Кроме оплаты, рабочие получали бесплатно спецодежду, для отдыха и сна им были предоставлены непромокаемые палатки на каждые 40 человек.
Из Англии на кораблях были доставлены 1800 тонн рельс, 6000 лежней, 300 тонн досок и 3000 других необходимых для строительства дороги предметов. С начала февраля начали сооружать каменную насыпь. Днем рабочие укладывали шпалы и рельсы, ночью засыпали их балластом из камня и земли. Приходилось строить мосты через ручьи и неровности для выравнивания полотна. В апреле железная дорога была доведена вплоть до позиций, и по ней уже начали доставлять боеприпасы, которые использовались во время второго бомбардирования Севастополя.
Длина железной дороги составляла более 8 км. и построена была менее, чем за два месяца. Из Англии были доставлены два локомотива, но их использовать по назначению не удалось из-за крутизны полотна на некоторых участках дороги. Однако их использовали для приведения в движение барабанов с канатами, которым вытягивали на крутой подъем тяжело груженые составы. На остальных участках дороги вагоны и платформы передвигались на лошадиной тяге.
27 августа 1855 года русские войска оставили Севастополь, который достался англичанам и французам не как трофей, а просто как символ своего 11 месячного бессилия, даже и при наличии железной дороги. Союзники до основания уничтожили портовые сооружения порта. Россия на долгие годы перестала существовать, как морская держава на Черном море.
Источник: Самсонов В. И. Английская железная дорога в Балаклаве в эпоху Крымской войны. Севастопольское музейное объединение. Севастополь. 1931
Фото взяты из доступных источников Яндекс.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.
Источник