Как Увильды стало озером раздора в Челябинской области
Сегодня мы поговорим о том, что происходит с самым большим озером Южного Урала. Озеро Увильды занимает площадь в 68 квадратных километров. Его береговая линия простирается на сто километров на территории Аргаяшского района, Карабашского и Кыштымского городских округов.
В свое время оно было одним из самых чистых озер нашей страны: 35 лет назад прозрачность его вод достигала двадцати метров. Однако, в 1975 году региональными властями было принято решение пополнить Аргазинское водохранилище за счет Увильдов. После проведения гидротехнических работ уровень воды в Увильдах снизился на целых четыре метра, что создало совершенно новую береговую линию. Но за прошедшие десятилетия озеро вернулось в прежние берега. Это вызвало гниение затопленной растительности, распространение сероводорода в воде, а также заражение ее метаном.
По данным междисциплинарной группы ученых ЮУрГУ, образующийся в результате гниения растений в озере ил весьма опасен для большинства живых организмов, которые массово покидают места его отложения. Осознав необходимость скорейшей очистки водоема, университетские ученые еще в прошлом десятилетии разработали и запатентовали специальный водный пылесос. Этот механизм позволяет чистить озеро без образования взвеси, образование которой существенно снижает эффективность проводимых работ. С тех пор его изобретатель профессор механики Геннадий Сидоров с помощью добровольцев очищает Увильды и другие водоемы Южного Урала.Есть еще несколько важных проблем — прежде всего, браконьерство и несанкционированные свалки. В 2010-ых гг. объем мусора на одной из таких свалок на прибрежной территории Карабаша достигал десяти тысяч кубометров. До момента своей ликвидации эта свалка ускоряла заражение озера своими сточными водами. Стоит отметить, что региональным властям удалось справиться с этой проблемой. Однако, до сих пор не решен вопрос со штрафами для нарушителей и оперативной уборкой берега и леса вдоль автотрассы. Однако, обеднение флоры и фауны озера продолжается из-за браконьерства. В среднем незаконная рыбалка при помощи сетей приносит улов из сорока рыб — в пересчете на одного браконьера в день. Чаще всего инспекторы рыбнадзора изымают у преступников щуку, линей, окуней и плотву. Также в окрестностях Увильдов нередки случаи охоты на лебедей и других птиц, занесенных в Красную книгу. Подчеркнем, что недостаток информации по этой теме ощущается постоянно (южноуральские защитники природы говорят об этом в СМИ и на экологических форумах).
Помимо вышеназванных проблем, жителей Челябинской области беспокоит снижение количества бесплатных пляжей. Все места, удобные для купания, находятся в частных руках, в том числе по соседству с коттеджами. В последние годы наибольший общественный резонанс связан с двумя территориями: с участком побережья Увильдов в районе Беспаловки, выкупленным Челябинской епархией Русской Православной Церкви, а также с Коровьим пляжем, расположенным неподалеку от Аргаяшской трассы.
Побережье озера в районе Беспаловки используется для летних мероприятий православной молодежи и трезвенного движения на протяжении последних двенадцати лет. Первые семь лет данный участок предоставлялся собственниками на бесплатной основе. В конце концов, он был выставлен на продажу и в связи с этим администрация Челябинской епархии приняла решение о выкупе этой удобной поляны. Стоит отметить, что вдоль ее границы расположены три гектара водоохранной зоны, которые остаются в собственности государства. Таким образом, выкупленный Челябинской епархией участок не включает в себя территорию 50-метровой водоохранной зоны (на представленной схеме выделен желтым цветом).
Сразу же после приобретения участка была открыта некоммерческая организация «Учебно-просветительский центр дополнительного образования «Увильды», директором которой был назначен священник Александр Невзоров. Челябинская епархия заключила договор аренды с центром “Увильды”, который стал заниматься хозяйственной деятельностью на этой поляне.
Расширение охвата летних мероприятий Челябинской епархии вызвало недовольство местных жителей и отдыхающих, которые приезжают на Увильды не только из городов Челябинской области, но и из Свердловской области. Причиной этого стало сокращение мест для установки туристических палаток, а также невозможность активного отдыха с использованием громкой музыки, с катанием на водных скутерах и мотоциклах и т.п. Ведь рядом с привычным местом отдыха южноуральцев разместились образовательные площадки, стал действовать семейный лагерь, в котором отдыхали дети и подростки.
— Я очень люблю это озеро, мне приятно заходить в его чистые, прохладные воды, как бы душно ни было на улице. С самого детства я знала все его дикие пляжи и окрестные леса. С каждым годом становилось все меньше открытых участков, все реже можно было спокойно пройти к воде, без условий и денежных сборов. К сожалению, место, которое сейчас оккупировала Челябинская епархия было одним из последних. Поначалу это все было ненавязчиво и мило: чистый пляж и трезвые, добрые и отзывчивые люди. Но чем дальше, тем авторитарнее становились условия, по которым ты можешь пройти к озеру, которое по закону никому не может принадлежать. Их мероприятия становятся все навязчивее, а на посторонних людей все чаще бросают косые взгляды. Любимое озеро становится доступным «только для избранных». Такая очень меня сегрегация печалит. И я бы не хотела, чтобы у подобных небольших групп были исключительные права на пользование природными ресурсами, подразумевающие ограничения в том же остальных людей, — заявляет девушка.
— На озеро Увильды, на эту самую поляну, я езжу около семи лет. Начиналось все с посещения трезвенного слета «Увильды», а теперь бываю там просто потому, что поляна уже стала мне родной, да и мой любимый храм Георгия Победоносца рядом. Поляна привлекает тем, что это очень комфортное и безопасное место, куда приезжает много семей с детьми. И детей не страшно отпускать от себя. Очень много внимания уделяется инфраструктуре, что с каждым годом делает это место лучше (появились забор, столовая, туалеты и большой шатер), — радуется Николай.
— Здесь очень легко знакомиться и общаться с людьми, в том числе и с организаторами нашего отдыха — ведь вся моя семья разделяет убеждения, которые зиждутся на традиционных ценностях. Для нас это безалкогольная, православная и семейная площадка. Тем не менее,я неоднократно встречал на Поляне очень разных людей — и мусульман, и атеистов, несемейных и далеких от того, чтобы назвать их убежденными трезвенниками. В любом случае атмосфера доброжелательности, поддержки и радости присутствует на этой территории. И приятно осознавать, что все, что на поляне появляется — делается с заботой об отдыхающих. Многое делается на волонтерской основе. К слову, я сам волонтерил — приходилось и мусор убирать, и разные объекты ставить и какие-то «дыры» по хозяйству залатывать. Знаете, это в радость! Природа, свежий воздух, прозрачная вода и чистая территория. Удивляюсь этим разговорам в СМИ о каких-то захватах территорий, чьих-то недовольствах и интригах… Благоустройство поляны проходит не без проблем, но полученные нами плюсы, которые я перечислил выше, однозначно перевешивают. Между прочим, я и своих друзей сюда возил. Всем здесь нравится. Не критиковать, не злиться, а холить и лелеять, на самом деле, надо это место! Сотрудничать, если есть какие-то важные с социальной точки зрения проекты. Приезжать и привозить свои семьи, родных и близких. Это уникальное место (возможно во всей области!) свободное от алкоголя и других зависимостей.
— Все средства, собранные от проводимых нами мероприятий и от сдачи в аренду мест в кемпинге, остаются в ведении НКО и используются для уставной деятельности. Она подразумевает очистку территории, вывоз мусора, откачку септиков, уборку туалетов, покупку и доставку дров, оплату труда штатных работников, а также развитие инфраструктуры. К примеру, до сих пор рассчитываемся с “МРСК Урала” за подведение на поляну электричества. Прошло уже несколько лет, а мы все еще должным им более полумиллиона рублей. Поэтому ни Челябинская епархия, ни наш центр, ни приход Георгия Победоносца в Беспаловке, настоятелем которого я являюсь, на этом не зарабатывают — скорее наоборот, — подчеркивает батюшка.
По словам отца Александра, основная цель возглавляемой им некоммерческой организации — это создание площадки для социальных проектов на основе благотворительности: профилактическая и просветительская деятельность в форме проведения слетов, палаточных лагерей, для семьи и детей. Основные темы мероприятий связаны с христианскими, семейными и трезвенными ценностями, воспитанием патриотизма и бережного отношения к природе.
Отец Александр уверяет, что доступ к воде для купания свободен и бесплатен для всех желающих (без размещения автотранспорта). Если это отдых в течения дня, с размещением машины, то стоимость парковки составляет всего 300 рублей, а стоимость размещения в кемпинге на сутки — 500 рублей в будни и 700 рублей в выходные дни. В обмен на пожертвование предоставляется место на охраняемой асфальтированной автостоянке, доступ в туалеты и душевые комнаты, а также вывоз оставленного отдыхающими мусора. За отдельную плату приобретаются дрова.
— Наши требования: отказаться от употребления алкоголя, курить в строго определенном месте, не материться, не наносить ущерба природе, а также выбрасывать мусор в специальные контейнеры, расставленные по всем участкам кемпинга. Наша задача — создать семейный кемпинг, где будет возможен безопасный отдых с детьми, — информирует директор центра “Увильды”.
Стоит отметить, что на территории поляны этой весной были размещены три летних домика для отдыхающих. Этот факт вызвал резонанс в региональных СМИ, однако эти строения размещены без заливки фундамента на открытой площадке вне водоохранной зоны. Более того, для их установки не потребовалось каких-либо вырубок деревьев и кустарников. По словам Невзорова, летние домики установлены по просьбам отдыхающих с маленькими детьми, которые не могут размещаться в палатках.
У жителей окрестных сел и уральских туристов намного больше вопроса к упомянутому нами выше Коровьему пляжу. Его собственники полностью закрыли доступ к воде, огородив даже тот небольшой проход, который был оставлен для местных жителей на территории, принадлежащей образовательному центру “Увильды”. Разбирательства с собственниками продолжаются в различных судебных инстанциях с июня 2018 года.
— В 2007 году при предоставлении в собственность участка, прилегающего к так называемому Коровьему пляжу, не были проведены ни межевание, ни кадастровые работы. Его местоположение и границы определялись лишь примерно, без оформления в соответствии с требованиями земельного законодательства — рассказала прокурор Отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы Прокуратуры Челябинской области Альбина Нигматулина.
По ее словам, описание границ отсутствовало даже в свидетельстве о праве собственности на землю. Через год первые собственники разделили территорию в 135 тысяч квадратных метров на семь земельных участков, которые были переданы в собственность третьим лицам. В числе этих участков оказалась и земля в прибрежной зоне. Сейчас он находится в долевой собственности двух человек. По документам, право собственности было оформлено в декабре 2017 года. А уже летом 2018 года на земле появился забор на сваях из бетона.
— Исторически сложилась так, что Коровий пляж был единственным местом отдыха жителей местных деревень, поэтому мы хотим отстоять именно его. С точки зрения доступности объекта (он расположен в прилегающей к дороге местности) он очень удобен. Именно поэтому его хотят сделать платным, хотя из инфраструктуры там до сих пор есть только биотуалеты, — рассказывает жительница Аргаяшского района Светлана Марценкевич.
— Нас особенно возмущает тот факт, что Аргаяшский районный суд, несмотря на возбуждение уголовного дела по факту приватизации земель, не подлежащих отчуждению из госсобственности, принял решение, которое идет в разрез не только с действующим законодательством, но и со здравым смыслом. Ведь оно никоим образом не восстанавливает в правах неопределенное количество граждан, постоянно отдыхающих на Увильдах. Данное решение было оставлено в силе Челябинским областным судом, а Аргаяшская прокуратура отказалась от защиты наших прав в вышестоящих судебных инстанциях, — рассказывает активистка общественного движения “Свободу Увильдам”.
По словам Марценкевич, решение суда о сносе забора в 20-метровой зоне у озера Увильды не исполняется:
— За последнее время ограждение успели обнести колючей проволокой. Аналогичным образом не исполняются предыдущие решения судов о сносе самовольных построек, расположенных по соседству с Коровьим пляжем (решения приняты еще в 2013 году). В связи с этим просим ответственные должностные лица вмешаться в ситуацию и оказать содействие в восстановлении свободного доступа к воде жителям и собственникам участков Кузнецкого сельского поселения, а также возвратить спорные участки в государственную собственность. Не менее важно оказать содействие в исполнении решения суда о сносе самостроя — капитальных строений, расположенных поблизости от спорного участка.