Моление в семье Ажиба из с. Мгудзырхуа Республики Абхазия
Несколько слов о том, что нужно знать о религии подавляющего большинства верующих абхазов. Итак, большинство абхазов, проживающих в Республике Абхазия, а это примерно 60%, являются православными христианами. До 16% абхазов, проживающих в республике, исповедуют ислам суннитского толка. Примерно 5% абхазов позиционируют себя в качестве последователей традиционной абхазской религии, которую учёные-религиоведы почему-то считают язычеством, хотя мы считаем, что она является формой абхазского монотеизма. Более того, абхазская традиционная религия – это реликт прамонотеизма. Подробнее об этом читайте в одном из моих постов, опубликованных в Яндексе Дзен (повторяться не буду): https://zen.yandex.ru/media/id/5e0ed79a5d636200b185ebb4/abhazskaia-tradicionnaia-religiia--relikt-pramonoteizma-5eb25de049d6c31325adcdcf
Те 60% абхазов, которые считают себя православными христианами, на самом деле больше поддерживают абхазскую традиционную религию. О том, что я прав, подтверждает и следующая цитата, взятая мною из Википедии: «Согласно исследованиям, проведённым Институтом востоковедения РАН в 1994-1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами».
Авторы Википедии отмечают, что «значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов». Говоря об абхазских мусульманах, эти же авторы пишут, что они «едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку». При этом мало кто читает и знает Евангелие или Коран. Абхазы настолько открытые люди, что все религиозные праздники – христианские, мусульманские и традиционные – отмечаются ими совместно с представителями различных религий и сводятся к общему застолью.
Есть у абхазов так называемое моление «Аӡатә ахныҳәара» (Адза́тв ахны́hюара). Аӡатә (адзатв) – это ритуальное жертвенное животное. Слово «ахныҳәара» (ахны́hюара) состоит из «Х» (обозначение головы), «НЫ» (в значении Бог, от слова «Анцәа» – «Анчва́»), «ҲӘА» (от слова «аҳәара» – «а́hюара» – просить), «РА» является глагольным окончанием масдара, но слово в данном значении выступает в роли существительного и обозначает «моление».
На видеозаписи вы видите процесс древнего моления, название которого переводится с абхазского языка как «моление над ритуальным животным, предназначенным к закланию», которое предпринимается с целью защиты того человека, чьей принадлежностью признаётся ритуальное животное. Моление произошло 17 февраля 2020 года в селе Мгудзырхуа Гудаутского района Республики Абхазия, в семье моего близкого родственника Нестора (Кукуши) Григорьевича Ажиба.
Беседуя со мной, Нестор Ажиба сообщил, что его род принадлежит святилищу Лдзаа. Моление проводит брат жены Нестора Ажиба Лаврик Цкуя. В своём слове он просит Всевышнего принять его моление. Говорит о том, что хозяйка дома, его старшая сестра, вышедшая замуж 45 лет назад, находится под покровительством Творца. Просит Создателя оградить сестру от бед и сделать так, чтобы то горе, которое она видела в жизни, связанное с гибелью дочери в автокатастрофе, было последним горем в жизни. «Пусть будешь ты, – говорит брат, обращаясь к сестре, – счастлива своими внуками». Тёплые слова брат произнёс в адрес своего зятя.
Далее свои молитвы должны произнести, обращаясь к Всевышнему, хозяйка семьи, Нанули Цкуя, и её супруг. Для моления обязательно необходимо подготовить натуральное, в обязательном порядке красное, абхазское вино, которое не содержит ни грамма сахара. Такое вино абхазы называют «аҩыцқьа» (аю́цкя). Право на молитву имеют также все присутствующие на молении. Вместе с моими близкими родственниками к Всевышнему обратился и я.