Вернутся ли 5 миллионов черкесов на Родину?
Начиная с 90-х годов ХХ века, все чаще адыгские организации требуют от российских властей программу по возвращении депортированных (еще полтора столетия назад) черкесов на историческую Родину. Но откликнутся ли российское правительство и будут ли черкесы возвращены на Родину? Об этом мы сегодня и поговорим
После окончании Кавказской войны 1817(1763)-1864 гг, руководство Российской империи решило массово выселять черкесов в Османскую империю. Всего за период мухаджирства было выселено по разным оценкам от 300 тыс. до 1 милллиона человек, точных данных до сих пор нет. В настоящее время представители черкесской диаспоры проживают в более чем 50 странах мира. Больше всего адыгов находится в Турции; некоторые источники называют цифру в 3 миллиона человек, другие — 4 миллиона. Так же черкесы проживают в Иордании, Сирии и в Балканах.
В 1990-е черкесы провозгласили репатриацию (программа возвращения на Родину) тех, кто полтора века назад стал мухаджирами, что в переводе с арабского означает «переселенцы». В 1998 году из-за межнациональных конфликтов произошедших с Югославии, многие этнические черкесы оказались под угрозой. Российское правительство пошло на встречи адыгским организациям и летом 1998 года балканские черкесы прибыли на территорию Северного Кавказа.
С 2015 году в Адыгее и Кабардино-Балкарии, двух основных регионах исторической Черкесии, вновь стали обсуждать программу по возвращению соотечественников из Сирии, где в это время проходили военные действия. С этого момента сирийские черкесы в качестве беженцев стали переселяться в России, на территорию республик Адыгея и Кабардино-Балкарии.
Всего за двадцать лет на историческую родину вернулись около 3 тыс. черкесов. Однако многие черкесские организации не довольны результатом репатриации, так как считают, что российские власти не заинтересованы в зарубежных черкесах. В качестве примера, адыгские организации приводят случай произошедший в нальчикском санатории «Дружба», где поначалу местные власти пересели черкесов из Сирии в количестве 41 человека. Однако спустя месяц в санаторий пришло распоряжение: черкесов выселить, вскоре их место заняли 39 беженцев с Украины, которые за счет бюджета, в отличие от выселенных черкесов, обеспечивались четырехразовым питанием. И таких подобных примеров было множество.
Как мы видим, российское руководство не скрывает свою заинтересованность в том, что для него славянские мигранты гораздо ближе, чем адыгские. На мой взгляд, этому есть множество как субъективных, так и объективных причин:
1) Языковой и культурный барьер. Президент России весною этого года заявил, что нашей стране нужны русскоязычные эмигранты, которые адаптированы к русской культуре. Понятно, что зарубежные адыги в эту категорию не входят. Российским властям проще принимать эмигрантов из Украины, Белоруссии, Армении и т.д.
2) Экономические и социальные трудности. Украинские беженцы готовы ехать в любые регионы России: на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток и т.д. То черкесы хотят вернуться в свои родные места, а это – Краснодарский край и часть Западного Кавказа. В состоянии ли России будет их принять? Ведь всё это вызовет сложные экономические и социальные трудности. На Северном Кавказе итак проблемы с безработицей, а тут ещё приезжие.
3) Страх перед возможным сепаратизмом. Из первых двух причин вытекает третья – страх. Российская власть боится, что приезжие адыги вызовут нестабильную обстановку на Северном Кавказе. начнутся сепаратистские настроения и призывы к признанию геноцида 1864 года.
Вывод. Культурные и языковые барьеры, проблемы с трудоустройством и страх перед потенциальной нестабильностью на Северном Кавказе, усложняет процесс репатриации черкесов на Родину. Поэтому в настоящее время российская власть не заинтересовано в возращении черкесов.