Неизвестный Сталин: личность, сотканная из противоречий
В истории Сталин остался весьма противоречивой персоной. Он и ангел, он и демон, он и строитель, и губитель и многое другое. Его традиционный образ сводится к усатому, неспешно идущему коренастому человеку с сухой рукой и хитрой улыбкой прищуренных глаз. Каждое движение, каждое слово и каждый жест у него продуманы и отработаны.

Создается впечатление неспешного проницательного человека. Но изначально Сталин таким вовсе не был. Жизнь его изменила, или он сам работал над собой – неизвестно. Но стоит упомянуть некоторые черты, которые не слишком-то вписываются в ставший классическим образ.
Сталин был горяч и вспыльчив
Об этом свидетельствует и его революционный пыл раннего этапа, и слава прекрасного налетчика, и побеги. Еще будучи ребенком, и страдая от тирании и побоев алкоголика-отца, он однажды метнул в него нож. Увы, эти предметы он метал плохо.
Горячность у него, скорее всего, была наследственной. Его дед – Заза, – был тот еще гусь. Участие в крестьянских бунтах, аресты, тюрьмы, побеги. Да и садист-папенька у Кобы был человеком с очень крутым и с тяжелым характером. Единственное отличие – у Виссариона не было политических амбиций.
Сталин очень много читал
Сравнивая его личность с личностью Гитлера, так и хочется сказать, что чтение – дорога к выходу за рамки общепринятой морали.
Адольф читал в среднем по книге в день. Жаловался, что не хватает времени на беллетристику, поскольку все внимание поглощала научная, политическая и прочая серьезная литература.
Аналогичная ситуация была у Иосифа Сталина. Он читал от 300 до 600 страниц в день. Читал всегда и при любой возможности, успевая делать пометки на полях (после его смерти осталось около 5 тыс. книг с такими пометками) и запоминая почти все. Заодно и записи в дневниках делал.
Еще будучи семинаристом, он вместо того, чтобы из-под палки твердить положенное, читал не только церковную литературу, но и любую другую.
Во всяком случае, по воспоминаниям других людей, он был единственным человеком в семинарии, который прочел «Происхождение видов» Дарвина. Парню было всего 13 лет.
Сталин был хорошим поэтом
Во всяком случае, его юношеские стихи были оценены великими грузинскими поэтами. И сделано это было еще тогда, когда он был никому не нужным семинаристом.
Как ни странно, но в период культа личности, когда Сталина делали образцовой иконой, которая с детства была впереди всех, об этом почему-то предпочли умолчать. Не распространялся об этом и сам Сталин.
И опять напрашивается параллель с Адольфом Гитлером, который тоже был причастен к искусству, только к изобразительному. Звезд с неба не хватал, но, признаться, мне его живопись нравится все же больше, чем мазня Сафронова и Шилова.
Сталин – атлет?
Как ни странно, но в каком-то роде Сталин был неплохим спортсменом. С его травмированной еще в детстве рукой, ему в этом плане особо рассчитывать было не на что. К тому же на одной из стоп два пальца были сросшимися, что тоже могло отразиться на двигательных качествах.
Однако в период ссылки в Туруханском крае, он нашел себе занятие по душе, и освоил управление собачьей упряжкой. В скором времени он стал местным авторитетом в этом деле и даже выигрывал гонки. К тому же, по отзывам тех, кто его знал, Сталин был очень вынослив.
Сталин никогда не пьянел
Выпить он мог, и не только вино. Любил коньяк. Мог выпить и во время важного разговора грамм так 150. Но никаких признаков потери контроля не демонстрировал.
Все эти качества сами по себе не были бы ничем выдающимся, если бы не сочетались друг с другом и с качествами, диаметрально противоположными.
Так выносливость и интерес к гонкам на собачьих упряжках сочетались с нечеловеческой усидчивостью. Любовь к искусству – с редчайшей ясностью суждений. Способность отправить на лесоповал огромные массы людей и депортация целых народов – с мечтой о том, чтобы однажды их потомки могли работать не более 20 часов в неделю, посвящая остальное время личному развитию.
Горячий темперамент сочетался со способностью долго и тщательно продумывать любое действие. Кстати, о злопамятности и коварстве Кобы говорили практически все. Этой чертой он отличался с детства.
Однако и здесь обошлось без противоречия: будучи человеком мстительным, он очень любил играть в «кошки-мышки». Сажая одних людей за подозрение или навет, он мог и пальцем не тронуть тех, кто открыто его критиковал.
Одни из страха перед Сталиным готовы были подписать смертный приговор хоть родной матери и часто все равно шли по этапу, а другие прямо писали ему, что он не прав, и оставались не только живы, но и ни в чем не ущемлены.
Не являюсь фанатом Сталина, не являюсь его ненавистником. Однако и в том и в другом случае нельзя не согласиться, что его личность еще не один век будет интересовать людей.
Источник