Русь чумой не перешибить!
Есть такое мнение, что грязная немытая Европа страдала от чумы, а на Руси этого не было, поскольку православные в баньку ходили. А как на самом деле?
Вообще, по здоровью наших предков данные расходятся. Иностранные путешественники писали то одно, то другое, и в большинстве случаев ни их ругань, ни их восхваления доверия не вызывают.
Более достоверными выглядят сухие записи наших летописцев, для которых Русь и Россия экзотикой не были и которые просто фиксировали то, что видели. Поэтому лучше ориентироваться на них.
Европейские эпидемии раннего Средневековья рассматривать вообще не стоит, поскольку Руси на тот момент еще не существовало.
Но, когда Русь уже появилась, то ситуация была не такой уж живописной, как рисуется народной культурой. Во-первых, бани, в которых часто мылись сообща, могли и способствовать распространению заболеваний.
Если же Русь и несколько меньше страдала, то в основном по причине огромных пространств, разделявших населенные пункты, и малой связи между отдельными регионами. Но по мере укрепления государства, торговые связи становились все плотнее, и купцы вместе с товарами привозили и заразу. И бани здесь уже не помогали.
К примеру, в 1090 году чума унесла жизни 10 тыс. жителей тогда еще небольшого Киева. Современники писали, что он обезлюдел, поскольку кто мог – тот сбежал.
О том, как лихо чума пересекала границы, можно судить по чуме 1346 года, которая началась в Монголии, далее двинулась на Запад вместе с торговцами, каким-то образом обошла тогда входившую в Золотую Орду Русь, добралась до Крыма и Кавказа, а оттуда с итальянцами попала в Европу. Там основательно проредила население, а добравшись до Польши, мигрировала в 1352 году на Русь.
В итоге накрыло Псков. Смертность была колоссальной. Решили, что спасет молитва и пост. Призвали новгородского архиепископа. Тот не убоялся и, решил, что Господь защитит.
Провел крестный ход, направленный против чумы. Не помогло. Архиепископ уехал, народ продолжил дохнуть, а в пути заплохело и архиепископу, который умер в одном из монастырей.
Дальше чума распространилась по другим городам, некоторые уничтожая полностью. В Москве от нее умерла куча народа, в том числе и Великий князь московский Симеон Гордый, у которого от чумы умерли и все сыновья. В итоге престол достался брату.
Кстати, известнейший иконописец Андрей Рублев тоже умер от чумы. Не спасла ни баня, ни вера.
В середине XVII века чума свирепствовала на Руси целых три года. Разумеется, косило не только русских: страдали все подряд: и немцы, и татары, и прочие. Царь, знать и высшее священство сбежало в Троице-Сергиев монастырь, где и устроили себе режим самоизоляции. Пока хворь окончательно не покинула страну, они в Москву не возвращались.
Остальным москвичам тоже устроили изоляцию, только принудительную, заблокировав город войсками. Город превратился в вертеп, где не было уже никакого порядка. Однако болезнь все равно перенеслась в другие города.
Предположительно эта эпидемия стоила жизни нескольким сотням тысяч человек.
В 1770 году Россию чумой осчастливили турки, с которыми мы тогда воевали. Народ опять решил искать спасения в вере. Кто-то сочинил, что прививкой от чумы является прикосновение к одной из икон.
Ну, народ рванул массово к ней прикасаться. Но московский архиепископ Амвросий был уже человеком эпохи Просвещения и понимал, что чудесные иконы совершали невероятное только в рассказах о прошлом, а в настоящем они работают очень плохо.
Поскольку ему было ясно, что все эти прикосновения фанатиков могут только распространить заразу, то благоразумно решил спрятать икону. Заодно запретил молебны.
Увы, умные люди не всегда отдают себе отчет, на что способны дураки. В общем, оные подняли бунт, архиепископ был схвачен и убит. Далее, как это обычно бывает в таких случаях, прикоснувшись к иконе, истово верующие начали громить больницы, избивать врачей, а заодно грабить дома.Увы, умные люди не всегда отдают себе отчет, на что способны дураки. В общем, оные подняли бунт, архиепископ был схвачен и убит. Далее, как это обычно бывает в таких случаях, прикоснувшись к иконе, истово верующие начали громить больницы, избивать врачей, а заодно грабить дома.
Пошли и на штурм Кремля. Пришлось применить военную силу. И только после того, как полоумная толпа потеряла около 100 человек убитыми, бунт прекратился.
Разумеется, никакие иконы никакой чумы не остановили, и только в одной Москве погибло около 50 тыс. человек.
Реальной иконой, на которую стоило бы молиться, но которую сейчас принято поливать грязью, стала медицина. Сначала вспышки чумы прекратились в центральной России, а советский период медики добрались и до самых отдаленных уголков нашей страны.
Источник