Жизнь / История / 03 июнь 2020

Черкесы-франки

Черкесы-франки

Хотко. С. Генуэзцы в Черкесии. Свое основное торговое поселение генуэзцы разместили невдалеке от того места, где была античная Феодосия. Урочище, где расположились генуэзцы, называлось Каффа (Caffa)… Большее число генуэзских историков относит основание Каффы к 1266 г. Одним из главных торгово-экономических партнеров Каффы с самого начала стала Зихия (Zichia). На территории между Таной (Азов) и Себастополисом (Сухум), заселенной в те времена черкесами, в XIII–XV вв. насчитывалось 39 торговых поселений генуэзцев…


В ряде генуэзских поселений не было даже официального представителя Каффы. Так, например, консул отсутствовал в Матреге (Matrega), хотя этот город и по месту своего расположения у Керченского пролива (Straits of Kertch), и по числу жителей был наиболее значимым пунктом Зихии. Филипп Брун объяснял отсутствие здесь генуэзского консула зависимостью Матреги от местного зихского князя. Следующие по значимости портовые города, в которых поселилось большое число генуэзцев: Мапа (Мара, совр. Анапа), Батияр (Batiar, совр. Новороссийск) и Копа (Сора, совр. Славянск-на-Кубани), – также напрямую подчинялись зихским феодалам и в них отсутствовали каффские наместники-консулы…
Копа в 1440-х гг. управлялась князем Уздемороком (L'sdemoroch), который, по всей видимости, был старшим или верховным князем западных областей Зихии (L'sdemoroch Dominus Jeticorum). С таким же высшим титулом в 1471 г. фигурирует князь Петрезок. В Копарио на протяжении XV столетия фигурируют Берзебух (Dominus Coparii Berzebuch), его супруга Борунда (Domina Borunda), обладавшая большой властью, их сын Камбелот (Cambelot).


В Матреге XV в. сначала правит некий Берозок (Berozoch), отец могущественной Бика-Катон, власть от которой унаследовал ее сын от брака с Виккентием де Гизольфи, Заккария де Гизольфи (Zaccaria de Ghisolfi)…


Многочисленные генуэзско-черкесские браки привели к образованию уже в XV в. своеобразной этнокультурной общности, представители которой именовали себя черкесами-франками. Двойной этноним отражают сложные этнические процессы, приведшие к образованию этой синкретической общности. В конфессиональном отношении черкесы-франки являлись католиками, а в культурном и лингвистическом отношениях почти ничем не отличались от черкесов. Эта общность просуществовала, как минимум, до середины XVII в. Эмиддио д’Асколи описал ее в 1634 г.: «Все эти обрядности существуют поныне у наших латинских христиан в Феччиале, именующих себя черкесами-франками. Когда турки отобрали у генуэзцев Каффу, около ста восьмидесяти лет тому назад, многие из знатных были увезены в Константинополь, где им отвели улицу для жилья… Другие ушли в Чиркасию из-за своих жен, ибо многие женились на чиркашинках, так что в настоящее время получили от чиркасов название френккардаш, что на их языке значит – френки наши братья…».


Память о генуэзцах сохранилась в Черкесии вплоть до XIX в. Превосходные клинки с вытесненными на них надписями и гербами передавались из поколения в поколение, и дошли до эпохи Кавказских войн. Тебу де Мариньи, посетивший побережье Черкесии в 1818 г., затем в 1823-м и в 1824 г., останавливается особо на генуэзских следах. Он отмечает, что в языке черкесов-натухайцев вполне вероятно обнаружатся некоторые генуэзские слова. Кроме того, обычай натухайцев приветствовать, снимая головной убор, также, по мнению Мариньи, связан с генуэзским периодом…


Рябцев А. А., Черкасов А. А. Не лишним будет отметить и еще одно обстоятельство, упомянутое в записях русского разведчика Ф. Ф. Торнау: «Они (имеются в виду горцы Черноморья) составились из абазин, черкесов и европейцев, выброшенных, как говорит предание, на черкесский берег еще во время первого крестового похода». Первый крестовый поход состоялся в период с 1096 по 1099 гг. и, вне всякого сомнения, оказал влияние на регион, так как войска собирались в районе Константинополя.


Князь Али Ахмет-Бей… являлся наиболее влиятельным князем на территории от Саше до Бзыба (современная река Бзыбь, Абхазия). Во время первой встречи Белла с Али Ахмет-Беем первый обратил внимание на серебряный испанский меч князя. Осмотрев его, Белл обнаружил надпись на испанском языке: слово cavalero с девизом «Ad majorem Dei». На мече имелись данные о месте и времени изготовления «Anno, 1664». Отмечая другие особенности меча, Белл обратил внимание на его большую степень изношенности. По всей вероятности, девиз, записанный Дж. Беллом с меча Али Ахмет-Бея, был записан не полностью, а именно без последнего слова «gloriam». Если собрать эти слова вместе, то получится девиз Ордена Иезуитов «Ad majorem Dei gloriam», что в переводе с латинского означает «К вящей славе Божией».

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Были царь Александр II за войну на Кавказе и изгнание горцев?

Часть черкесов проживала в Алании

Что писали русские о черкеском флоте на Черном море?

А что Титов? Жириновский потребовал выгнать Шнурова за шутку про заражение депутатов

Додон призвал молдаван смириться с ограничениями в Пасху

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
х