Ереван. Из непонятого: веселый пингвин и курящая женщина.
![Ереван. Из непонятого: веселый пингвин и курящая женщина.](/uploads/posts/2020-06/1591963078-1jpg.jpg)
![](/uploads/posts/2020-06/1591963079-2jpg.jpg)
Большой Каскад на настоящий момент, пожалуй, самая известная достопримечательность Еревана, его визитная карточка. И это совершенно заслуженно, ничего в городе не удивляет так, как он.
Напоминаю, что мы с вами уже прошлись по Северному проспекту от площади Республики, обогнули Оперу и теперь приближаемся к Большому Каскаду.
Тут тоже есть своя предыстория.
Каскад представляет собой огромную лестницу с террасами, внутри которой есть помещения и эскалатор. Построить его решил ещё в 1924 году знаменитый армянский архитектор Александр Туманян.
Целью строительства было объединие центральной и северной частей города.
Стиль постройки определить затруднительно. Скажем так : декор представляет собой сочетание традиционной армянской и современной скульптуры. На каждой террасе есть что-то свое, оригинальное. Важно рассматривать все детали. Деталей множество, они необычные. Каскаду следует посвятить времени побольше, там много интересного.
Строить Каскад начали еще в 1980 году. Но в конце 80-х в связи с распадом СССР, землетрясением в Спитаке, Карабахской войной строительство было приостановлено. Каскад забросили.
В 2002 году Каскад выкупил американский бизнесмен армянского происхождения Джерард Гафесчян. Работы возобновились, а Каскад стал Центром искусств. Хороший человек был господин Гафесчян, и, наверное, очень любил свою историческую родину. К сожалению, в 2013 году он умер.
Каскад до сих пор не достроен, после очередной террасы поднимаешься ещё немного вверх и обнаруживаешь неожиданный котлован с торчащей арматурой. Ну это ладно, достроят потом когда - нибудь, я думаю.
Честно говоря, пришла я к Каскаду совершенно теоретически не подготовленная. То есть, историю строительства, участия господина Гафесчана я не знала. И о том, что перед Каскадом стоят скульптуры - произведения современного искусства, я тоже не подозревала.
Такое редко со мной бывает, обычно я сначала читаю про достопримечательность, а потом иду смотреть. Но тут вот так получилось. К чему я вам об этом рассказываю?
А к тому, что первое впечатление моё было чистое и никакими лишними знаниями не обременённое.
То есть совершенно не готовая морально, я увидела знаменитую Курящую Женщину.
А также веселого синего пингвина:
Прекрасного парня:
А также других друзей женщины и пингвина:
Знаете, я сначала очень удивилась.
Потом уже я прочитала, что, оказывается, это выставка современной скульптуры, и все эти произведения очень ценные и достойные.
То есть получается, чтобы я поняла, что к чему, мне надо было всё это растолковать.
А до этого я ходила и думала: " ЧЕ ЭТО БЫЛО ВАЩЕ?"
Даже после того, как я прониклась хорошим чувством к господину Гафесчяну, который всё это купил за большие деньги и привез в Ереван, я продолжала думать, а нравится ли мне вот это всё?
Нет, по отдельности они мне нравились. Женщина веселая такая, прямо настроение поднимает, пингвин такой душка (если честно, он и не пингвин вовсе, просто мне нравится его так называть), да и все остальные тоже симпатичные.( Я многих не сфотографировала, так впечатлилась увиденным, что просто растерялась.)
Одна моя подруга сказала:
Вот уж нет, не надо нимф, и королей тоже. Полностью согласна с подругой. С этими товарищами гораздо веселее.
И современное искусство мне нравится, пожалуй. (Если это не инсталляция с участием унитаза какая-нибудь.)
Так что же не так всё - таки? Что плохого то?
Да ничего вроде бы, все хорошо.
Потом я, наконец, поняла, какая мысль меня беспокоит.
Я не принимаю это как неотъемлемую часть города.
Мне нужно объяснять, почему это здесь стоит.
Ну не вяжется у меня это с Ереваном. Ну вот как будто это всё не отсюда. Как с чужого плеча.
Ну да, нравится мне эта Курящая Женщина. Она веселая.
Но вот всё это вместе... И рядом с этими домами и проспектами...
Может, какой - то более плавный переход нужен к этой выставке, я не знаю. Может, как - то не так кучно поставить все эти шедевры, а по одному на переулок? А может, привыкнуть надо? А может, я просто узко мыслю?
Ну вы уже, наверное, поняли какой я специалист в искусстве вообще и в современном в частности.
Я не знаю. Прямо не знаю. В общем, уезжаю из Еревана в недоумении. Придется вернуться, ещё раз посмотреть.
Интересно, что по этому поводу ереванцы думают?
И ещё немного о Ереване:
Ереван. Настроение розового города.
Рынки, базары, магазины. Что купить в Ереване на память?
Метро в Ереване. Ему ещё и сорока нет.
Армянский коньяк. Арарат VC Ной.
Источник