Как Ковчег Ноя причалил к чеченскому Эльбрусу.
Недавно знаменитый чеченский фолк-историк Хасан Бакаев (более известен под погонялом "Дени Баксан") сделал очередное историческое открытие. Точнее освежевал в памяти давно забытое. В отличие от других своих соплеменников, ищущих Ноев Ковчег то на территории Аргунского заповедника, то на территории Веденского района Чечни
Хасан Зайндинович решил не мелочиться и объявить настоящим местом высадки пассажиров Ноева Ковчега самую высокую гору Большого Кавказского хребта Эльбрус.
К Эльбрусу "чеченский Розенберг" всегда дышал неровно. В своей самой нашумевшей книге "След сатаны на тайных тропах истории" (в РФ признана экстремистской литературой) он пафосно писал:
["След Сатаны на тайных тропах истории". Глава XIV.].
Думаю, если об этом выдающемся открытии Бакаева таки доложат Падашаху Рамзану, то в ближайшее время в Приэльбрусье появятся таблички с названиями на языке прямых потомков Ноя и носителей первозданной арийской крови".
Теперь что касается самого утверждения грузинского автора XI века Леонтия Мровели о тождественности Эльбруса с библейским Араратом.
Мровели сделал тоже самое, что чуть ранее до него сделали армяне, а теперь пытаются сделать чеченцы. А именно "приватизировал" библейский Арарат, поместив его в грузинскую "зону ответственности". Как до этого армянские церковные писатели отождествили гору Масис (почитавшуюся священной у ещё у армян-язычников) с библейским Араратом.
Грузинский автор просто брал наработки армянских историков и приспосабливал их к грузинским реалиям. Так, он позаимствовал у "армянского Геродота" Мовсеса Хоренаци легенду о прародителе армян Хайке, сделав того одним из семи братьев, прародителей кавказских народов.
Отметим несколько общеизвестных фактов:
1. В Библии не говорится не об определённой какой-то горе, а о "горах страны Араратской" (то есть Урарту, горная страна, включающая вообще все горы к северу от Месопотамии. В масоретском тексте ararat, в кумранском hwrrt.
2. Одним из первых, кто попытался связать место высадки Ноя с какой-то определённой вершиной, был еврейский историк Иосиф Флавий. В своём труде "Иудейские древности" он пишет:
Равным образом и Николай Дамасский, рассказывая об этом в девяносто шестой книге, сообщает следующее: выше области Миниады находится в Армении высокая гора по имени Барис, на которой, по преданию, искало убежища и нашло спасение множество людей во время потопа.
["Иудейские древности", книга I, глава 3 параграф 6]
Кордуйская гора - это некая гора, расположенная в исторической области Кордуэна, на границах современных Сирии и Турции.
2. Ассирийские и (прошу заметить) исламские предания в качестве места высадки Ноя называют расположенную почти у края месопотамской низменности, гору Аль-Джуди на стыке областей Ботан и Ширнак.
Название Аль-Джуди упоминается в Коране:
وَقِيلَ يَا أَرْضُ ابْلَعِي مَاءكِ وَيَا سَمَاء أَقْلِعِي وَغِيضَ الْمَاء وَقُضِيَ الأَمْرُ وَاسْتَوَتْ عَلَى الْجُودِيِّ وَقِيلَ بُعْداً لِّلْقَوْمِ الظَّالِمِينَ
Уа Кыля Йа Ардубля`и Ма`аки Уа Йа Сама`у Акли`и Уа Гидаль-Ма`у Уа Кудийаль-Амру Уастауат `Аляль-Джудийи Уа Кыля Бу`даан Лилькаумиз-Залимиин.
И было сказано: „О земля, поглоти свою воду! О небо, перестань!“. Вода спала, и свершилось веление. Ковчег пристал к аль-Джуди, и было сказано: „Да сгинут люди несправедливые!“»
[Коран. Сура 11 "Худ", аят 44]
Ученый Аль-Куртуби в своем толковании к этому аяту сказал, что аль-джуди является именем собственным для горы в районе севернее Мосула, а также может быть именем нарицательным для любой горы.
Были и иные мнения исламских толкователей Корана.
Это была гора на (Аравийском) полуострове...
Катада сказал:
Аллах сохранил корабль Нуха, мир ему, на (горе) аль-Джуди в землях (Аравийского) полуострова как назидание и знамение для первых поколений этой общины (т.е. последователей Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха)...
ад-Даххак сказал:
аль-Джуди — это гора при Мосуле (в Ираке)»,
а некоторые говорили:
Это — гора ат-Тур (т.е. Синай)»"
[«Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» Ибн Кясира, 4/323-324].
Как было сказано выше, гору Джуди Даг признавали местом высадки Ноя и ассирийские христиане-"несториане", которые воздвигли здесь церковь и несколько монастырей (один, на самой вершине, был известен как монастырь Ковчега), который был уничтожен пожаром около 766 года.
3. Лишь начиная с XI века армянская традиция начала отождествлять священную гору Масис с Араратом.
Ранее же этого времени, как пишет исследователь Новосельцев:
У Мовсеса Хоренаци предок армян Хайк уходит из Месопотамии на север в землю Арарадскую, которая однако у армянского историка не связана ни с исторической областью Айрарат (долиной среднего течения Аракса), ни с горой Арарат, которая под этим названием у него и не упоминается, а традиционно именуется Масис. Про высадку Ноя сотоварищи на Масисе у Мовсеса тоже нет ни слова.
4. В западно-европейской традиции гора Арарат в Армении стала отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег со времён по крайней мере Гильома Рубрука , с лёгкой руки армян, которые ему и поведали, что Ной якобы высадился на Арарате:
Резюмируя, скажу - сколько было историков и толкователей, столько и мнений и точка зрения Хасана Бакаева тоже имеет право на существование. Но есть одна маленькая загвоздка. Внимание, вишенка на торт - почему за местом высадки Ноя и местом проживания его самых-самых прямых потомков закрепилось иранское название? Никак евреи-маздакиты постарались?
Хотя, думаю, Бакаев и присные его уже придумали толкование названия Эльбрус с вайнахских языков. Типа "Элий Боз" "князь волк" или что-то в этом роде...
Ещё статьи по теме: