Кубанский Сахар
Четыре года назад коллектив Первого Кубанского сахарного завода готовился отметить сорокалетие существования своего предприятия.
Подготовка к юбилею шла полным ходом. В ней принимали деятельное участие ветераны производства, работавшие здесь со дня пуска предприятия, — Кузьма Ивантеевич Пахучий, Василий Архипович Петров и Петр Прокофьевич Барышок. В юбилейной комиссии были люди и по моложе, те, что поступили на завод позднее, а кое-кто и совсем недавно.
Проводилось немало бесед и встреч старых рабочих с молодежью, рассказывались интересные данные о росте производственной мощности завода. Особенно запомнилась беседа инженера Коммуниста Афанасия Филипповича Землянского.
Рабочие и мастера собрались на его беседу в просторном помещении, названном «комнатой ожидания», видимо, потому, что сюда сходились люди перед тем, как за ступить на смену. Землянский, уже пожилой, высокий человек, одетый в зеленую шинель офицерского покроя, подошел к небольшой импровизированной трибуне и неторопливо повел рассказ. Ему было чем поделиться со слушателями. Сам он проработал на заводе около 30 лет, от рядового рабочего вырос до заместителя главного инженера.
— Если в нашей стране, — говорил Землянский, — общественное производство направлено на максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и
всего общества, культурных потребностей то в капиталистических государствах производство целиком подчинено интересам эксплуататоров.
Кадровый пищевик П. Барышок поддержал:
- Да что там нынешние капитализмы. Так было и у нас до революции. Нашим заводом владел граф Воронцов-Дашков, наместник царя на Кавказе. Он управлял через своих приближенных, до рабочих ему и дела никакого не было. Нажива - вот, что занимало графа. Чтобы увеличить прибыли, удлиняли рабочий день. А сахара все равно тогда вырабатывалось в несколько раз меньше, чем сейчас.
- Раньше, до революции, — говорил Землянский, - простой народ не имел возможности покупать дорогой сахар и пил чай «вприглядку». Те, что посостоятельнее, пили «вприкуску», и только богатые употребляли сахар без меры — «Внакладку». Так вот мы должны неустанно бороться за то, чтобы удовлетворить спрос населения на сахар, чтобы наши люди пили чай с сахаром «внакладку».
Давно происходила эта беседа. Многое изменилось с тех пор. За это время пищевики ушли далеко вперед. Они переработали за последние четыре сезона огромное количество сахарной свеклы и дали стране около 4 миллионов 580 тысяч пудов сахара.
Как и предусматривалось государственным планом, производство сахара на Пepвом Кубанском сахарном заводе достигло своей высшей точки в минувшем году --- первом году шестой пятилетки. 1 миллион 350 тысяч пудов продукции - такова выработка. Это — на 330 тысяч пудов больше, чем в 1955 году, на 600 тысяч пудов больше, чем в 1951 году.
Разумеется, возросла и продолжительность сезонов сахароварения. Когда-то она не превышала 2-3, затем 4-5 месяцев в году, а теперь с сентября по апрель пищевикам работы хватает «под завязку. Свеклу подвозят к бурачным эстакадам сотни автомашин и железнодорожных платформ. Весенние месяцы, когда начинается копка свеклы, ее доставляют прямо с полей, а когда захолодает, сырье отгружают свеклопункты завода из запасов, заготовленных впрок.
Такие сырьевые базы созданы на станциях Гречишкино, Милованово, Отрадо-кубанской и Гетмановской. Завод располагает собственной автоколонной, насчитывающей свыше 130 автомашин.
Поставщиками сырья являются ныне в основном три района - Гулькевичский. Кавказский и Тбилисский. Часть сырья идет из колхозов Усть-Лабинского района.
В зоне завода за последние два года посевная площадь под сахарной свеклой почти не изменилась. Разница будет всего в тридцати гектарах, в сторону увеличения. Зато свеклы в 1956 году сдано на завод почти на миллион центнеров больше, чем в прошлом году. Повысился урожай этой ценной культуры -- вот в чем секрет. Если в 1955 году в среднем по зоне он составил 188 центнеров с гектара, то в минувшем - 273 центнера.
Передовые колхозы, бригады и звенья собрали еще более высокий урожай. Так, в колхозе имени Калинина Гулькевичского района получено по 370 центнеров корней с каждого из 600 гектаров, а в колхозе «Наша Родина» на такой же площади собрано по 329 центнеров свеклы с каждого гектара.
Известно, что при переработке сахарной свеклы, кроме основной продукции — сахара, остается еще и вторичный продукт - жом. Он является ценным кормом, особенно для молочного скота. Большое поступление жома приходится на зимний период, когда на фермах ощущается недостаток сочных кормов. Таким образом, возделывание сахарной свеклы дает колхозам не только денежные доходы, но и дешевый корм для скота.
Укрепление сырьевой базы в окрестных районах, повышение урожайности сахарной свеклы потребовали дальнейшего оснащения производства новой техникой и аппарату рой. Сейчас на заводе работает мощная
электростанция, которая обеспечивает не только нужды предприятия, но и дает свыше 1 000 киловатт электроэнергии для ближайших хуторов и колхозных ста" ниш,
Рабочие и инженерно-технические работники завода стремятся всеми средствами сохранить в свекле то ценное, что она содержит, и не только сохранить, но, главное, - наиболее полно извлечь. С этой целью настойчиво совершенствуется процесс сахароварения.
А он сложен, этот процесс! Прежде чем превратиться в сахар, свекла проходит извилистый путь, всякий раз изменяя свое качество и количество.
... Мы останавливаемся около бурачных закромов, протянувшихся длинными рядами вдоль железнодорожных путей и автомобильных эстакад. Идет разгрузка свеклы. Один за другим подъезжают самосвалы. Они опорожняются буквально за несколько секунд. Зато выгрузка из бортовых автомашин и с платформы производится медленнее: там приходится пускать в ход вилы и деревянные лопаты. Но ничего: работа и тут спорится.
Однако в конусообразных закромах, дно которых сходит на нет, сколько ни смотри количество свеклы не увеличивается. Поток воды подхватывает ее и уносит по цементированным каналам в сторону главного корпуса завода, который расположен в низине, метрах в двухстах отсюда. Мы идем туда. За кирпичной коробкой завода и теплоэлектроцентралью возвышаются старинные тополи, а за ними в бледно-голубой дымке тумана угадываются очертания обрывистого правого берега реки Кубани и самые высокие постройки станицы Кавказской.
Сопровождающий нас директор завода Иван Васильевич Полешко дает разъяснения.
- По этим гидравлическим транспортерам корни попадают на свеклонасосы, которые и поднимают их вместе с водой на свекломойку. Она расположена на первом этаже. Там свекла моется, из нее удаляются посторонние примеси и затем в чистом виде свекла отправляется в очередной, но не последний путь.
- Зря в пальто пошли, - сказал главный инженер Александр Васильевич Козлов, когда мы стали подниматься по отполированным до блеска металлическим ступенькам лестницы на второй этаж. - Здесь Африка.
И действительно, на втором этаже африканская жара. С ней и бороться трудно. Ведь весь процесс переработки свеклы связан с нагреванием сложной и объемистой аппаратуры. Тут трубопроводы, трансмиссии, электрооборудование. От всего этого так и пышет жаром. Поэтому рабочие трудятся в легкой одежде, кое-где даже в майках.
Козлов на ходу знакомит нас с людьми, называет имена лучших производственников.
- Вот у той диффузии работает Николай Дятлов, первоклассный батарейщик. А это - лучшая сатуратчица Евдокия Выходцева.
с большой симпатией отозвался он о выпарщиках Иване Чертове и Иване Колесникове, сменном инженере Емельяне Бобровнике и ряде других рабочих, мастеров, бригадиров. Да и как хорошо не отозваться о таких людях? Взять смену Бобровника. Он только недавно закончил институт, а дело ведет прекрасно. В декабре коллектив, возглавляемый им, за каждую вахту давал по 500-600 центнеров сахара.
Ценный вклад в увеличение выпуска продукции вносят заводские рационализаторы. Творческую работу заводских умельцев возглавляет опытный инженер-химик, заведующий лабораторией Анатолий Александрович Сологуб.
Раньше, чтобы произвести чистку свекломойки, требовалось на 15-20 минут останавливать ее работу. Чистка велась вручную. По инициативе Сологуба и механика Ивана Федоровича Нестеровского внедрено механическое приспособление, позволяющее вести чистку без остановки свекломойки. Это значительно повысило производительность труда.
Успешно применяется усовершенствованная рационализаторами так называемая механическая ловушка перебросов, установленная на пути движения сахаросодержащих продуктов, уходивших когда-то в виде безвозвратных потерь. Что этим достигнуто? Очень многое - примерно 0,02 процента экономии сахара. Если, например, за год переработать миллион центнеров свеклы, то с помощью этого несложного приспособления можно сэкономить 30 тонн продукции. Такого груза вполне достаточно, чтобы загрузить один товарный вагон. А
что такое вагон сахара около 30 тонн? Это значит, что население города в 50 тысяч человек может ежедневно в течение двадцати дней пить сладкий чай.
Но возвратимся к процессу сахароварения. Вкратце, как говорил Козлов, его можно описать следующим образом.
После того, как свекла побывает на свекломойке, она попадает на автоматические весы, где фиксируется и записывается без участия человека ее вес, а затем на свеклорезках она измельчается в стружку. Отсюда стружка поступает на диффузии, по которым прокачивается горячая вода. Соединяясь с сахаром, вода образует свекловичный сок, а обессахаренная стружка - свекловичный жом. Последний с помощью насосов выкачивается по трубам к месту выгрузки. Дальше свекловичный сок обрабатывается при помощи извести, углекислого и сернистого газов, высоких температур на фильтр-прессах или вакуум-фильтрах, затем выпаривается вода. И даже после этих процедур до получения сахара еще далеко: образовался пока лишь сироп.
Из сиропа вырабатывают утфиль первого продукта и уж из него сахар. Но во деленной патоке содержится все еще много сахара — в три-четыре раза больше, чем извлечено. Тогда варится утфиль второго, продукта, из него снова добывают сироп и превращают его опять в утфиль первого продукта. Только после этого, произведя процессы пробелки, снова получают сахар Межкристаллическая патока теперь идет на корм скоту, но более всего для выработки спирта. Кстати, на отходах этого предприятия и работает соседний Кавказский спиртовой завод.
У нас на Кубани сахарная промышленность в шестой пятилетке получает широкое развитие. В скором времени к существующим Первому и Второму Кубанским сахарным заводам добавится крупнейший в стране Усть-Лабинский завод, строительство которого уже начато. Сахарные заводы возникнут в Архангельской, Ленинградской и других местах. Всего будет построено 14 заводов.
Источник