Россия / Адыгея / 23 июнь 2018

Черкесы в Израиле

Основная часть черкесов переселилась на Ближний Восток после того, как они были изгнаны со своей родины на Северном Кавказе. Черкесы боролись с Россией в течение длительного периода Кавказской войны, совершая набеги на оседлое население равнин, что и давало их основной доход и чему препятствовали русские войска и казаки. После разгрома Шамиля Кавказский корпус разгромил черкесов и в 1864 году вынудил их сдаться. Многие черкесы были убиты или изгнаны из России. Османская империя, которая разглядела в черкесах опытных бойцов, приняла их и поселила в малонаселенных районах, в том числе в Галилее.

Израильские черкесы имели хорошие отношения с еврейской общиной в Израиле ещё с начала еврейских поселений в Эрец-Исраэль, благодаря общему языку с первыми иммигрантами из России, осевшими в Галилее.


В 1930-40-х гг. израильские черкесы оказывали активное содействие нелегальной еврейской миграции в подмандатную Палестину через Ливан, несмотря на преследования британских властей.

И в случае с евреями черкесы-мужчины с 1956 года служат в Армии обороны Израиля.

Многие черкесы в Израиле работают в службах безопасности, в ЦА-ХАЛ, Погранвойсках (МАГАВ) и других израильских силовых структурах. Доля призывников в армию среди черкесской общины в Израиле особенно высока.

После раздела арабских регионов Османской империи два черкесских селения - Кфар-Кама и Рихания, расположенные в Палестине, а точнее сказать, в Галилее, отошли к территориям Великобритании.

К указанному периоду в них проживало около 900 человек -шапсуги в Кфар-Каме и абадзехи в Рихании. В годы британского правления в Палестине 1918-1948гг. сфера деятельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не проводили обязательного призыва, но жителям Кфар-Камы и Рихании было предоставлено право вступать в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части.


В 20-30-е гг. XX в. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет.

После образования государства Израиль (29.11.1947) из жителей Кфар-Камы и Рихании был сформирован отдельный черкесский кавалерийский отряд (эскадрон). Черкесский эскадрон в составе израильской армии принимал участие в боевых действиях во время арабо-израильской войны 19481949 гг., а также использовался в борьбе с контрабандной торговлей из Ливана (позднее был расформирован).

В 1957 году лидеры черкесской общины обратились к правительству Израиля с просьбой разрешить служить черкесской молодёжи в ЦАХАЛ на общих основаниях. Такое разрешение было получено. Самой талантливой израильской разведчицей в палестинской среде считается черкешенка, уроженка Иордании Амина аль-Муфти, врач по профессии, выпускница Венского университета. Эта девушка, получившая европейское образование, сама предложила свои услуги МОССАДу (израильской внешней разведке). Поступавшая от неё информация, позволила не только предотвратить десятки терактов, но и скоординировать антитеррористическую деятельность израильских спецслужб.


Палестинская контрразведка, увы, смогла разоблачить и арестовать Амину. В Бейруте её подвергали пыткам, однако израильтяне в результате трудных переговоров обменяли своего ценного агента, оказавшегося в руках врагов, на несколько десятков палестинских боевиков. Служба в британских и израильских вооруженных силах являлась для черкесов привычным родом деятельности, разрешавшим проблему занятости. В июне 1958 года по просьбе жителей Кфар-Камы и Рихании, правительство Израиля предо-

ставило право на прохождение срочной службы в вооруженных силах страны черкесским юношам, достигшим 18-летнего возраста.

В конце 90-х гг. XX в. численность черкесов в Израиле составила: в Кфар-Каме - 2544 чел., в Рихании - 732 чел. Преобладающую часть населения Кфар-Камы составляют шапсуги. В селении также живут абадзе-хи, хатукайцы, бжедуги, натухайцы и две арабские семьи. Среди черкесского населения Рихании преобладают абадзехи. В селении также проживает 179 арабов. Отдельные черкесские семьи проживают в городах Цфат, Хайфа, Назарет и др.

Кфар-Кама и Рихания стали развиваться с 50-х гг. XX в. В 1950г. в Кфар-Каме создали муниципальный совет. Постепенно селения подключили к системе водоснабжения, электрической и телефонной сетям. В 1984г. Кфар-Кама была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении также были учреждены: поликлиника и стационар, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футбольный и закрытый баскетбольный стадионы. В Рихании были созданы муниципальный совет, школа, медицинский и культурный центры и др.

Сфера занятости жителей обоих черкесских селений неоднородна: рабочие, служащие силовых структур (армии, полиции, охранных фирм) и административных учреждений, учителя, фермеры и др. Удельный вес работающих женщин составляет более половины (преимущественно воспитательницы и учителя). В 80-90-х гг. XX в. некоторые женщины в Рихании работали на текстильной фабрике, но её перевели в другое место. В целом, уровень жизни обоих селений соответствует общеизраильскому.

Жители Кфар-Камы и Рихании свободно владеют родным адыгейским языком (шапсугским и абадзехским диалектами), который является языком бытового общения представителей всех поколений. Также владеют арабским языком и ивритом. Большое значение имело введение адыгского языка в качестве предмета в школьную программу в 1976 году. Адыгский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея. Учителя адыгского языка проходили стажировку в Адыгее и Кабардино-Балкарии.


Первая начальная школа в Кфар-Каме была учреждена ещё в 90-х гг. XIX в. Некоторые жители селения получили образование в университете Аль-Азхар в Каире и в Стамбульском университете. С 1977г. преподавание в школах черкесских селений осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Затем школы перевели на еврейскую общеобразовательную систему, на иврите, что предоставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В качестве иностранных языков изучаются арабский и английский. В Кфар-Каме функционирует начальная (до 6 кл.) и неполная средняя (до 9 кл.) школы, в Рихании - начальная школа. Ученики этих школ завершают образование в школах соседних населенных пунктов. Школы в черкесских селениях оснащены современными библиотеками, компьютерными классами, аудио и видео аппаратурой и др.

В 1959г. были установлены связи с представителями исторической родины. В Кфар-Каму стали присылать учебники адыгского языка, записи адыгских песен и музыки. В 1965г. в Кфар-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгском языке. В нем публиковались материалы для изучения адыгского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости и т. п. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990г. группа израильских черкесов впервые посетила историческую родину -Адыгею и Кабардино-Балкарию. В последующие годы историческую родину стали посещать жители обоих селений.

В 1991г. в Кфар-Каме учредили общество «Нафна», целью которого является сохранение черкесского культурного наследия и укрепление связей с исторической родиной. В 1993 г., по решению израильского правительства, в Рихании был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в Кфар-Каме). Институт занимается изучением черкесского (адыгского) языка и истории, осуществляет повышение квалификации учителей адыгского языка и т. п.

По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах.
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031