Россия / Кабардино-Балкария / 28 сентябрь 2018

Феномен в культуре народов Кавказа


Черкесы (адыги) одежду называли «щыгъын». С появлением огнестрельного оружия черкесы изобрели новую одежду, которую называли «адыгэ фащэ», что значит «облик черкеса». Она состоит из меховой шапки, рубашки, сюртука с газырями, мужского пояса с кинжалом, шашки, пистолета, шаровар и ноговиц. 
Основные закономерности художественного конструирования черкески, вооружения формировались на фоне всего черкесского (адыгского) этикета. Чувство меры, простота и лаконичность формообразования, отсутствие пестроты декора: таким образом, мораль и идеология эпохи воплотились в монументальные образы черкеса-воина. 
О черкеске написано многое зарубежными, русскими, российскими авторитетными исследователями. Предлагаем читателю некоторые из них. 
Жан-Шарль де Бесс «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и Константинополь в 1823 и 1830 гг.»: «Одежда черкесов, перенятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов... Удобный и изящный костюм, приспособленный к образу жизни адыгов, широко распространён за пределами Черкесии». 
А. Зиссерман «Двадцать пять лет на Кавказе»: «Кабарда считалась на Северном Кавказе образцом, достойным подражания. Кабардинцы были в некотором роде кавказскими французами, как за Кавказом персияне: оттуда распространялась мода на платье, на вооружение, на седловку, на манеру джигитовки». 
Е. Студенецкая «Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.»: «Название «черкеска» было дано этой одежде русскими, которые впервые увидели её на черкесах... Все горцы Северного Кавказа, а за ними казаки (кубанские и терские) заимствовали из Кабарды форму одежды, вооружение, посадку на коне и т.д. и внимательно следили за всеми изменениями капризной кабардинской моды. Черкесский костюм получил широкое распространение не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье. Примечательно, что у ближайших соседей кабардинцев (абазин, карачаево-балкарцев, осетин, ингушей) даже в элементах женской одежды наблюдается большое сходство с последним. И это при том, что в традиционном кавказском обществе женская мода, в отличие от мужской, всегда была наиболее консервативна». 
Е. Студенецкая «Быт и культура кабардинского народа (XVIII-XIX вв.)»: «Они были не только наиболее высоким по стадии общественного развития народом.., но и образцом в области бытового уклада, обычаев, поведения, одежды. Отсюда ясно, почему кабардинский тип костюма получил столь широкое распространение не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье... Кабардинцы обладали строгим вкусом в одежде... Этикет «пёстрый» по отношению к одежде был почти синонимом безвкусицы... Кабардинская культура и бытовой уклад оказали сильное влияние на ближайших русских и украинских соседей, казаков в одежде, оружии, снаряжении коня, многих обычаях, музыке и танцах, устном народном творчестве и др.». 
«Изучение кабардинского национального костюма весьма интересно, и потому большинство авторов считает именно Кабарду очагом распространения горского костюма по всему Кавказу». 
Центральный государственный военно-исторический архив: «Вкус кабардинцев почитается образцом для других народов. Покрой платья мужчин, формы вооружения и действия оружием при перемене в Кабарде переменяются и у других народов племени адыхе при первом появлении кабардинского всадника в кругу их обществ». 
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон «Энциклопедический словарь», том XIII: «Кабарда была и поныне ещё остаётся для горцев школою хорошего тона и манер. Все горцы Северного Кавказа, а за ними и казаки, заимствовали у Кабарды форму одежды, вооружение, посадку на коне и т.п.». 
Флориан Антуан Жиль «Письма о Кавказе и Крыме»: «Кабардинцы, некогда большой народ, являются чрезвычайной храбрости великолепными всадниками. Их адат (обычай), их оружие, их экипировка, их вкусы служили примером для подражания не только для черкесов, но и вообще всех горских народов северного склона и, наконец, наших линейных казаков, не нашедших ничего лучшего, как перенять их костюм и их оружие для военного образа жизни, к коему они были призваны. 
Ещё и сегодня, когда Кабарда полностью подчинена, она правит модой на Кавказе, подобно Парижу в Европе; и если какая-либо перемена сделана кабардинцами в деталях костюма и боевого снаряжения, эта перемена тотчас же перенимается и горцами, и нашими казаками. Лучшие бурки, самые искусные шапки из ягнёнка являются кабардинскими». 
«Кавказ и Кавказская вой- 
на. Публичные лекции, читанные в зале Пассажа в 1860 году Генерального штаба полковником Романовским»: «Черкесы отличаются своей прекрасной наружностью, отличными умственными способностями и неукротимой отвагой. В настоящее время кабардинцы… составляют самую богатую и, относительно других туземцев, самую образцовую часть народонаселения, кабардинцы, между прочим, например, считаются образцом моды в одежде для всех кавказских горцев».
Борис МАЛЬБАХОВ, доктор искусствоведения, профессор диссертационного совета Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31