Россия / Адыгея / 22 декабрь 2018

Асфар Куек: Феномен адыгской диаспоры: идентичность и историческая память

В календаре адыгов есть траурная дата, объединяющая представителей нашего народа – 21 мая, День памяти и скорби по жертвам Русско-Кавказской войны. В этот день мы не только вспоминаем трагические страницы истории и даем оценки событиям XIX века, но прежде всего, стремимся понять и осознать перспективы завтрашнего дня, наше будущее в контексте общественно-политических и социально-экономических процессов современности. 

Мы нередко естественным образом сталкиваемся с вопросом: есть ли вообще смысл по прошествии более 150 лет говорить о причинах Русско-Кавказской войны и ее последствиях, к числу которых относится и образование многомиллионной черкесской диаспоры за рубежом. И в то же время, наблюдая сложные и во многом противоречивые общественно-политические события, происходящие во всем мире, мы приходим к мысли, что, к сожалению, народ не всегда в состоянии повлиять на обстоятельства, окружающие его.

153 года назад закончилась одна из самых трагических и массовых войн в истории, пожалуй, всего человечества – Русско-Кавказская. Обусловленная в первую очередь геополитическими амбициями Российской империи, столкновением интересов великих держав, Русско-Кавказская война поставила на грань выживания целые народы, лишила некоторые из них самого дорогого – родины. В результате геноцида адыгского народа его основная часть была уничтожена, оставшиеся были насильственно изгнаны и оказались рассеянными по всему свету. Ныне они проживают более чем в 50 странах мира. 

Трагедия адыгов – многомиллионного народа с богатым культурным наследием – долгие годы оставалась вне поля зрения государственной политики России. Переломным моментом стало Обращение первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к народам Кавказа, где впервые была дана правдивая оценка событиям Русско-Кавказской войны. Устами первого лица государства официально был признан геноцид со стороны российского самодержавия в отношении адыгов, лишившего их возможности сохранения целостности народа. 

Абсолютно разумным и в то же время беспрецедентным шагом со стороны Правительства Российской Федерации была репатриация адыгов из автономного края Косово в Югославии, который в то время был охвачен межэтническими конфликтами. Россия осознала тогда необходимость скорейшего решения вопроса адыгских соотечественников в Югославии. Мне, автору данной статьи, посчастливилось найти адыгских беженцев из Югославии в Турции, собрать их вместе, решить правовые и юридические вопросы их возвращения на историческую родину. Так вторая косовская группа соотечественников в составе 30 человек смогла вернуться в Адыгею. При активной поддержке всего населения Адыгеи был возведен аул Мафэхабль, ставший своего рода гуманитарным приютом для косовцев. Здесь репатрианты вновь получили гарантированные условия для сохранения традиционных ценностей. 

Именно проблема сохранения традиционных ценностей и сегодня остается весьма актуальной в условиях глобализации, охватывающей экономику и культуру стран нашей планеты, современных социокультурных процессов и меняющейся геополитической картины мира. В этом ряду будущее полиэтнической России не представляется без богатой культурной палитры ее коренных народов, в том числе народов Кавказа и их диаспор.

Современный Кавказ выделяется из числа других российских регионов не только своей «мозаикой культур», но и наличием многочисленных диаспор. Известно, что адыгская диаспора, представляющая собой одно из многочисленных сообществ мира, на сегодняшний день выступает в качестве необычного этнокультурного явления. Высокая степень этничности без государственности – уникальный феномен в истории, демонстрируемый, прежде всего, зарубежной черкесской диаспорой. Вынужденная существовать в других государственных системах в совершенно замкнутой социальной среде она смогла не только сохранить традиционную национальную культуру, но и не утерять чувство принадлежности к родной земле. 

Сегодня адыгская диаспора является своего рода монолитным социальным институтом, занимающим стабильную и уверенную позицию в социально-экономической и общественно-политической жизни других государств. Это уникальное сообщество, впитавшее в себя передовой опыт жизни зарубежных стран. Однако до сих пор законодательная практика РФ не смогла определить ни понятийного, ни правового, ни легитимного статуса адыгской диаспоры, а политическая элита страны – в полной мере осознать ее значимость в решении многих стратегических задач Российского государства во внешней политике.

Отметим очевидный факт, что на протяжении столетий адаптация черкесов к социально-историческим реалиям проходила через призму такого явления, как «адыгагъэ» (неписаного свода морально-этических норм). «Адыгагъэ», являясь формой выражения психологии адыгского этноса, выступало и выступает по сей день специфическим этнокультурным признаком, объединяющим всех адыгов, живущих не только в Российской Федерации, но и в различных уголках мира. «Адыгагъэ» смогло стать выше религиозного самосознания, исламской самоидентификации и превратиться в единственный регулятор общественной жизни адыгов. 

Из диаспор народов России адыгская в численном отношении уступает лишь русской. Однако ее потенциал, к сожалению, не принимался во внимание и не оценивался должным образом ни в советской, ни в постсоветской исторической практике. Система адыгских этических ценностей, выраженная в «адыгагъэ», также не находила и не находит по сей день определенного места в российской поликультурной системе ввиду стереотипного, тенденциозного мышления, которое рассматривает малочисленные народы как отсталые. 

Однако сегодня российское и мировое сообщество подошло к гуманистическому этапу своего развития, когда решение большинства проблем видится в сопряжении с общечеловеческими нравственными ценностями. В этих условиях признание такой нравственно-этической системы, как «адыгагъэ», является объективной необходимостью и способно в определенной мере заполнить тот идеологический, нравственный и моральный вакуум, который образовался в обществе с момента либеральных преобразований. Практически не имеющий аналогов в мире, этот адыгский этнокультурный феномен, один из столпов черкесской диаспоры, может рассматриваться как кладезь национальной культуры.

Сегодня Республика Адыгея является своеобразной точкой притяжения для всех адыгов мира. Естественное влечение к своей родине наблюдалось у них исторически, несмотря на то, что они полтора столетия проживают вне своей родины в социальной среде других государств. Такое состояние души, пожалуй, не имеет аналогов в истории, когда человек, ни разу не видевший своей родины и проживающий вдали от нее, чувствует ее и тянется к ней.

Однако на связях с адыгской диаспорой за рубежом негативным образом отражается множество объективных и субъективных факторов, включая фактическое уравнивание в правах на российское гражданство этнических россиян с иными категориями иностранных граждан, отсутствие отрегулированной федеральной нормативной правовой базы, что значительно затрудняет полноценную адаптацию репатриантов в России. Таким образом, решение вопросов соотечественников за рубежом отчасти «замораживается» на федеральном уровне и, как следствие, не продвигается на региональном.

Согласно концепции государственной национальной политики нашей страны, одним из приоритетов признается поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права. Но, к сожалению, это касается в основном русской диаспоры, в то время как отсутствуют правовые нормы содействия черкесским соотечественникам ни в сохранении национальных традиций, ни, тем более, в возвращении на историческую родину. 

С этнопсихологической точки зрения некоторые исследователи говорят о существовании так называемого гена памяти (психофизиологического хранителя исторической информации), присущего всем этническим группам, однако проявляющегося в равной степени не у всех народностей. Геноцид черкесского народа, последствием чего стало расселение адыгов в чуждых странах мира, зафиксирован геном памяти этого этноса. И сегодня любое фамильярное, непродуманное отношение к историческим фактам, в том числе посредством их тенденциозной, меркантильной интерпретации, является достаточно острым раздражителем национальных чувств.

Таким образом, адыгская диаспора выступает единым культурным, динамичным механизмом, способным играть ключевую интегрирующую роль во взаимодействии России с высокоразвитыми демократическими государствами. В этой связи оказание соотечественникам помощи в самореализации, создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективную систему культурного, информационного, правового и экономического взаимодействия с зарубежной диаспорой, использование ее потенциала должны стать первоочередными задачами.

Сегодня все более явно начинают доминировать вопросы специфичности и уникальной самобытности развития России. В этом сложном, динамичном, но и в определенной степени противоречивом процессе одно из ведущих мест принадлежит Кавказу – тому региону, который всегда отличался не только оригинальным комплексом природно-географических условий, но и неординарной совокупностью этнических, культурных и духовных взаимодействий.

Кавказ, занимая особое геополитическое и геокультурное положение, выступая беспрецедентным полиэтническим феноменом, с древнейших времен был контактной зоной и одновременно барьером между цивилизациями, глобальными процессами и явлениями. На протяжении веков его народы испытывали влияние и адаптировались к различным историческим событиям и сегодня сохраняют свою национальную идентичность, традиционные культуры и морально-этические ценности.

Культура Северо-кавказских этносов формировалась не изолированно, а во взаимосвязях и во взаимодействиях. Существовали определенные межэтнические отношения, способствовавшие культурному взаимообогащению. Разумеется, каждый этнос имел, имеет и будет иметь свои интересы и потребности в сфере социальной жизни. Но их удовлетворение не может и не должно быть достигнуто за счет ущемления интересов других этносов. Это положение является одним из необходимых принципов межэтнических отношений. Когда нарушался этот принцип, мирная жизнь прерывалась различными столкновениями. Этнокультурная мудрость предков сегодняшних кавказцев приучала людей к осознанию равноправия всех этносов, а не только отдельно взятого человека. Это одна из важнейших особенностей, которая отличает этнические культуры Северного Кавказа.

Культурный ландшафт Кавказа отражает систему фундаментальных традиционных ценностей, отличающихся от таковых же, присущих европейской и дальневосточной цивилизациям и, вместе с тем, имеет нечто общее, что придает своеобразие культурам данного уникального региона. Сравнение мировоззренческих представлений этнических культур Кавказа и других цивилизаций обусловлено тем, что наш регион находится посередине между теми полюсами евразийского континента, где в ходе исторического взаимодействия человека и природы сформировались две принципиально разные системы ценностей, представляющих собой основы представлений человека о мире и о себе. Фундаментальным механизмом культуры, в котором выражена кавказская культурная общность, является этикет, представляющий собой коммуникативный алгоритм. Кавказский этикет выходит далеко за рамки того, что принято в общем понимать под этикетом, и предстает как своеобразная философия бытия и достойного обитания в нем.

В нынешних условиях бурных мировых социально-экономических и общественно-политических изменений осознание гарантированной социальной стабильности заставляет не только объединить все позитивные ресурсы, но и понять значимость сохранения и приумножения культурного и духовного наследия каждого этнического сообщества.

Адыгея в этом аспекте выступает уникальным примером сосуществования различных традиционных культур, в первую очередь – русской и адыгской. Историческая общность двух народов создала предпосылки не только для сосуществования этих культур, но также и для их взаимодействия и взаимовлияния. В таких условиях мы можем говорить о возникновении единой системы нравственных и духовных ценностей, интегрированной в кавказскую культурную традицию, выступающей императивом психологии, мировоззрения и поведения общества. 

Признание своей национальной идентичности, уважение к другим народам есть абсолютное условие прогресса поликультурного, полиэтничного и поликонфессионального общества, каким является Российская Федерация и, в частности, Кавказ. В силу этого федеральное руководство не может более оставаться в стороне от этнокультурных процессов и явлений современного общества. Оно должно играть ключевую роль в регулировании межнациональных и межконфессиональных состояний. При этом вектор ее влияния необходимо рассматривать в рамках концепций толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения всех этнокультурных сообществ, проживающих на территории государства.

В последнее время ученые и исследователи заговорили об особом типе национальной безопасности – этнической, заключающейся в сохранении всех атрибутов национальной идентичности и в широкой возможности реализации своих этнических прав. Решение данного вопроса сопряжено с проблемой национальной безопасности всех этносов, являющихся частью не только одного политического образования, но и единого поликультурного пространства – Российской Федерации. Без возвращения соотечественников на родину, без решения проблем диаспоры, невозможно говорить об этнической безопасности адыгского народа. 

Главным уроком нашего сложного и беспокойного времени является осознание необходимости братского сплочения всех народов Кавказа, их диаспор, широкого использования их культурного, духовного, нравственного и интеллектуального потенциала. Здесь стабилизирующим фактором выступает культура, она становится основой диалога народов и необходимым условием достижения межнациональной консолидации в нашем Кавказском регионе и в масштабах всей страны. 

Наряду с известным философом, мудрецом Джэбагом Казаноко, адыгский фольклор сохранил доброе имя такого же мудреца Казанчи. Когда пришло время уйти ему в мир иной, он сказал такие мудрые напутственные слова людям: «Первое, о чем я хотел бы вам сказать – это о языке. Ваш язык – ваше тавро. Вас будут встречать по одежде, и провожать по уму. Если появилась проблема, спросите о том, что делать и старших, и молодых, затем выберите более приемлемое… И самое главное – любите друг друга, если не будете любить друг друга, все, что я сказал, не имеет смысла». 

Говорят, что, если ударишь домашнего буйвола, у дикого буйвола в лесу рога трясутся. Находясь у себя на родной земле, мы не можем не думать и не беспокоиться о наших братьях на чужбине и не делать все возможное, чтобы мы перестали быть дисперсным народом и воссоединились на родной земле.

Вестник науки АРИГИ №12 (36) с. 99-103. 
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930