В Мире / Абхазия / 10 март 2019

14-го мая Владиславу Ардзинба исполнилось бы 73 года

Неподалеку от Сухума, на склоне живописных холмов раскинулось приморское село Эшера. Отсюда обозревается замечательный морской пейзаж, величественная панорама ущелья Гумисты. С этим местом неразрывно связаны жизнь и деятельность крупного ученого, выдающегося государственного деятеля Владислава Григорьевича Ардзинба.

С юности он ощутил здесь аромат традиционной культуры своего народа. И позже, избрав научную стезю, на протяжении многих лет постигая тайны хеттской культуры, не раз мысленно возвращался к родным местам, известным памятникам Эшерского городища, образно
названного археологами урбанизированным спутником Диоскуриады.

С глубоким уважением и симпатией вспоминает Владислав Григорьевич своих наставников, с именами которых по праву связывает выбор большого пути в мир научных изысканий:

- Я окончил Сухумский педагогический институт и вообще по профессии - педагог. Еще, когда мы учились в институте, наши преподаватели Георгий Алексеевич Дзид-зария и Шалва Денисович Инал-ипа как бы приглядывались к нам, - студентам, проявлявшим интерес к науке. Георгий Алексеевич хотел, чтобы мы занимались XIX или XX веком... В конце концов, победа осталась на стороне Шалвы Денисовича. То, что я избрал специальность ис-торика-востоковеда, - рассказывает Владислав Григорьевич, - это в первую очередь его заслуга...

Честно говоря, поначалу я не представлял себе насколько все это сложно. Закончил институт, был преподавателем истории, потом поехал в аспирантуру заниматься исследованием древних цивилизаций Малой Азии. Приходилось буквально начинать все с нуля. Я помню хорошо, сколько занятий тогда было. Бегал то на занятия по-древнегреческому, то на занятия по-аккадскому, то на занятия по-хеттскому. Ездил даже в Ленинград изучать хат-тский язык, занимался английским
и немецким языками. Сейчас даже с ужасом вспоминаю, как я успевал все это... Учился в аспирантуре, потом работал.

Наступил момент, когдя я мог что-то сказать в науке. И вот в этот момент мне пришлось все это бросить. Но, с другой стороны, занятия наукой как раз позволяют мне как-то иметь сторонний взгляд на многие вещи в абхазской культуре, в абхазских традициях.

Находясь в Москве, продолжая научную деятельность, Владислав Григорьевич внимательно следит за развитием событий в Абхазии, поддерживая тесные связи с ее интеллектуальной элитой.

В 1988 году на фоне бурных политических событий, усиливающегося грузино-абхазского противостояния, после ухода из жизни видного абхазского ученого, профессора Георгия Алексеевича Дзид-зария происходит выдвижение на должность директора Абхазского института языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа доктора исторических наук Владислава Ардзинба.

Благодаря незаурядным организаторским способностям, смелости, инициативности нового руководителя ведущего абхазоведческого центра, научная жизнь в республике заметно оживилась. Сильное влияние оказывал Абхазский институт и на общественно-политическую жизнь республики. Владислав Гри-
горьевич оказался в гуще событий, предопределивших дальнейшее развитие страны.

В октябре 1988 года в Сухуме по его инициативе и под его непосредственным руководством проходит Всесоюзная научная сессия этнологов и антропологов, на которой развернулась широкая дискуссия, затрагивавшая актуальные вопросы этнокультурной истории абхазов, проблемы межнациональных отношений.

Одной из приоритетных задач, стоявших перед Абхазским институтом, являлось восстановление подлинной истории нашего народа, подвергавшейся грубейшей фальсификации на протяжении многих десятилетий. Была развернута работа по подготовке нового учебного пособия по истории Абхазии - фактически первого коллективного труда абхазских ученых, объективно и всесторонне освещающего все основные этапы становления и развития абхазской государственности. В этот же период, при энергичном содействии Владислава Ардзинба, несмотря на всевозможные препятствия, чинимые грузинской политической цензурой, был подготовлен к изданию сборник «Абхазия. Документы свидетельствуют. 1937 - 1953 гг.», содержащий ценные архивные материалы о последствиях грузинской экспансионистской
политики в отношении Абхазии.

Между тем, политическая борьба усиливалась, грозя перерасти в открытый конфликт. Негативная реакция тогдашних властей на известное абхазское письмо 1988 года, а также новая волна антиабхазских выступлений, захлестнувшая Грузию, ускорили создание Народного Форума Абхазии «Айдгылара».

НФА «Айдгылара» предпринимал колоссальные усилия по консолидации всех прогрессивных и демократически настроенных слоев абхазского общества в этот сложный и очень ответственный период. Владислав Григорьевич Ардзинба с момента возникновения этой мощной политической организации помогал ее лидерам, нередко посещая заседания, участвуя в составлении программ и уставных документов.

Накануне трагических июльских событий 1989 года в Абхазии, грузинские средства массовой информации развернули шумную пропагандистскую кампанию, направленную на дискредитацию абхазского национально-освободительного движения. Публикации, эпизодически появлявшиеся в центральной прессе, носили, за редким исключением, прогрузинский характер. Была настоятельная необходимость в опровержении лжи, методично распространявшейся на всех уровнях по официальным и неофициальным каналам. Такая редкая возможность представилась Абхазии после выборов в высший законодательный орган страны. Будучи народным депутатом СССР, выступая с трибуны I съезда, проходившего в Москве в июне 1989 года, Владислав Ардзинба делает всесторонний и обстоятельный анализ политической ситуации в Абхазии, упреждая опасное развитие событий, способное ввергнуть республику в пучину межнациональных распрей.

В своем выступлении, по сути обеспечившем “абхазский” информационный прорыв, Владислав Григорьевич, в частности, отмечал: «...Особенно осложнилась ситуация в конце 1988 года. На митингах в Тбилиси звучали призывы к ликвидации и без того урезанной абхазской автономии. Одно из неформальных обществ разработало специальную программу борьбы против абхазского народа и его культурных инсти-
тутов. Примечательно, что это общество, члены которого считают себя поборниками демократии, в составленной им программе провозглашает, что «в 1936 - 1954 годах было прекращено господство сепаратистов и насилие апсуйцев в отношении других наций, проживающих в Абхазской АССР». Иначе говоря, с точки зрения этих «демократов», лучшими были годы, когда шло уничтожение абхазского народа. В Абхазию следовали представители «демократов», которые разжигали антиабхазские настроения среди местного грузинского населения.

Серьезно обеспокоили не только абхазцев, но и других жителей республики подготовка и обсуждение проекта Государственной программы развития грузинского языка, в которой поставлен вопрос об использовании грузинского языка как единственного официального языка во всех учреждениях, об обязательном обучении ему каждого жителя республики. Это еще раз разбередило незаживающие раны, напомнило о грубых искажениях истории абхазского народа, о попранных правах абхазской автономии».

Глубоко продуманное и убедительное выступление Владислава Ардзинба с высокой трибуны съезда народных депутатов имело оглушительный общественный резонанс. По сути оно открыло глаза миллионам граждан бывшего СССР
и других государств на подлинную историю нашей страны, на судьбу малочисленного абхазского народа.

Позже, вспоминая период работы в Парламенте СССР, каждодневную напряженную деятельность по защите суверенных прав малочисленных народов, Владислав Григорьевич в одном из интервью Абхазскому телевидению касается наиболее важных в политико-правовом и законотворческом отношении аспектов той работы:

«...Очень много труда и очень много сил было потрачено за это время, но главное, - говорит он, -была создана соответствующая депутатская группа, соответствующая депутатская подкомиссия, которые защищали права народов автономных образований. Главное, наверное, в результате работы этой депутатской группы - это то, что на основании принятых тогда законов, союзные и автономные республики фактически были уравнены в своих правах. Кроме того, в последнюю Конституцию СССР было внесено несколько поправок, нашей депутатской группой.

-Вспоминаются мне, например, моменты, связанные с событиями 1989 года, - продолжает В.Г.Ардзинба. - У меня сохранились документы, скажем, связанные с так называемым нападением на автобус в Гудауте. У меня сохранились такие документы, как обращения граждан в связи с последующими событиями.

-Очень важно, - вспоминает Владислав Григорьевич, имея в виду события 1989 года, - что есть у меня в руках бюллетени от 7 июля.
Сразу после гудаутских событий мы обращались в прокуратуру СССР с требованием, чтобы эти факты не были делом расследований только грузинской прокуратуры. Обращались к прокурору Сухареву, а 6 числа нами ставился вопрос о том, чтобы было отменено распоряжение Грузии о создании филиала Тбилисского университета в Сухуме... ставился вопрос о том, что это может привести к тяжелым последствиям. К сожалению, так и произошло. Меры не были приняты вовремя и произошли крупные столкновения 15 -16 июля 1989 г.

Здесь же есть очень важные материалы, которые касаются того, что в ночь, когда произошли эти события, я получил первую информацию, когда сумел дозвониться даже председателю Комитета государственной безопасности Крючкову. Тот в свою очередь связался с министром внутренних дел Бакатиным.


Биография: АРДЗИНБА Владислав Григорьевич 
(14.V.1945,  Н. Эшера,  Сух. р-н – 4.III.2010, г. Москва, РФ) – Первый Президент РА, выдающийся гос. деятель, основоположник нового независимого демократического абх. гос-ва, историк, филолог, специалист по мифологии, культуре и истории древних народов Малой Азии, в частности, хаттов и хеттов; иссл. абх.-адыг. нартских сказаний, их языков и мифоэпических традиций. Д-р ист. наук (1986), проф., акад. АНА (1997), Адыгской Междунар. АН, лауреат Междунар. Кандуровской премии (1995), Герой Абх. и кавалер ордена «Ахьдз-апша» первой степени (2002). Родился в семье педагога (учителя истории), инвалида ВОВ (1941–1945). Учился на ист. ф-те СГПИ им. А. М. Горького (1962–1966), по окончании  к-рого поступил в аспирантуру  при Ин-те востоковедения АН СССР. Его науч. рук. – всемирно известный ученый Вяч. Вс. Иванов. Защитил канд. дис. на тему «Хеттские истоки социальной организации древнехеттского общества: функции должностных лиц с титулами хеттского происхождения» (4.06.1971), докт. – по  монографии «Ритуалы и мифы древней Анатолии» (11.04.1986). Был н. с. (с 1987 – зав. сектором идеологии и культуры Древнего Востока) Ин-та востоковедения АН СССР (1969–1988). В 1988–1996 А. – дир. АбИЯЛИ, АбИГИ им. Д. И. Гулиа АН Абх. В 1988 его избирают деп. ВС Абх., в 1989 – нар. деп. СССР и  деп. ВС СССР. В том же году А. избирается Пред. подкомиссии по гос. и правовому статусу автономных образований и становится чл. През. Верх. Сов. СССР. В 1990 был избран Пред. Верх. Сов. Абх. С началом войны Грузии против Абх.  (14.08.1992) А. становится Пред. ГК обороны и возглавляет нац.-освоб. борьбу народа Абх.  26 ноября 1994 А. был избран Президентом Абх., а 3 октября 1999 всенародно избирается на второй президентский срок. Много сил и энергии отдал А. работе над созданием правовой базы для равноправного развития всех народов СССР. По его инициативе и при  непосредственном участии был выработан и принят ряд Законов, а также поправок к Конституции СССР, закреплявших  суверенный гос. статус бывших автономных респ. А.  вошел в политику в один из самых сложных периодов истории Абх. Борьба за законные права народа Абх. стала делом его жизни.  Возглавив респ., он стал проводником курса, направленного на реализацию неотъемлемого права народа Абх. на самоопределение. В период деятельности А. как гос. деятеля предприняты меры принципиального значения, в частности: восстановление  действия Конституции Абх. 1925 (1992); принятие ВС Республики Абх. решения о восстановлении ист. названий Абх. (1992); создание Мин-ва обороны РА (1992);  формирование Абх. армии; победа Абх. в груз.-абх. войне (1992–1993); изгнание груз. войск с терр. Абх. (30.09.1993); подписание «Заявления о  мерах по полит. урегулированию груз.-абх. конфликта» (1994); ввод миротворческого контингента рос. войск по линии противостояния на границе Абх. с Грузией (1994); заключение договоров о дружбе и сотрудничестве между РА и рядом др. респ. (1993–1995); открытие представительств РА в  ряде стран (1994); принятие новой Конституции суверенного Абх. гос-ва., субъекта междунар. права (26.11.1994), а также Герба, Флага и Гимна респ.; признание абх. яз. гос. яз. РА ; учреждение АН Абх. (1997). А. внес большой  вклад в возрождение экономики, культуры,  науки и образования  гос-ва  после разрушительной груз. агрессии в Абх., в осуществление нац. политики, направленной на обеспечение всестороннего развития народов, проживающих в Абх., сохранение стабильности и межнац. согласия, в развитие междунар. связей респ. А. известный ученый – хеттолог, кавказовед, автор более 40 науч. тр., включающих в себя монографию, ст. и рецензии. Ему принадлежит первое основательное иссл.  хеттских «царских»  ритуалов и мифов, описания к-рых содержатся в  клинописных табличках (XVII–XII вв. д. н. э.) из архивов столицы Хеттского гос-ва – Хаттусы, с привлечением некоторых данных ритуалов-жертвоприношений, предписаний (ishiul «договор»), а также данных типологии. А. вскрывает, с одной  стороны, сильное хаттское влияние на материальную и духовную культуру хеттов и палайцев,  а с другой, связывает их с культурой Зап. Кавк., абх.-адыг. традицией. Глубокое изучение ритуальной практики, фолькл. текстов и языковых данных хатто-хетттов и абхазо-адыгов позволило А. реконструировать некоторые общие основы культур этих народов. При этом ученый опирается, в частности,  на весьма убедительные параллели между абх.-адыг. традицией  кузнечного ремесла и хаттско-хеттской  смешанной традицией (ср. представления о железе, как о небесном металле, начиная от зачатия, рождения и  закалки эпического героя), а также между нартским эпосом и хурритской «Песнью об Улликкумми». Параллели эти могут быть  объяснены предполагаемым генетическим родством хуррито-урартского и хаттского с  восточнокавк. и западнокавк. яз. Науч. достижения А. в обл. иссл. Древней Анатолии высоко оцениваются и  учитываются учеными всего мира, изучающими древние цивилизации. Принимал активное участие в работе Междунар. конф. ученых многих стран – спец. по  клинописи (Будапешт, 1974; Берлин, 1979), XXIX (Лондон, 1982), XXX (Лейден, 1983) и XXXI (Л., 1984) Междунар. ассириологических конгрессов. А. ушел из жизни 4.03.2010. Согласно оставленному им завещанию, похоронен в родном с. Н. Эшера, неподалеку от реки Гумиста, где во время Отечественной войны народа Абх. (1992–1993) проходила линия фронта. Решением правительственной комиссии по увековечению памяти А., его имя присвоено Сух. междунар. аэропорту. Одна из гл. магистралей столицы Абх.  носит имя Первого Президента. Учреждены именные стипендии им. В. Г. Ардзинба. Памятник А. будет установлен на площади Свободы в г. Сухум. 
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031