Жизнь / История / 23 март 2020

Кто заселял северо-восточную Кубань после ее вхождения в состав России

Кто заселял северо-восточную Кубань после ее вхождения в состав России

Важно понимать, что российское освоение Кубани являлось многогранным и сложным процессом, не было одномоментным и растянулось на многие десятилетия. Начало этому освоению было положено во второй половине XVIII в. и точной даты начала этого процесса как таковой не существует. Если брать первенство в первом официальном поселении на Кубани постоянного русского населения, то оно будет за казачьими поселенцами северо-восточной части Кубани. Но в это же время северо-западная часть Кубани стала осваиваться в экономико-хозяйственном плане русскими промысловиками, беглыми крестьянами и малой частью казачества, что справедливо по большей степени к периоду установления над Крымским ханством российского протектората.

В наше время среди казачьего населения Кубани имеется разногласие касательно официального признания какое из казачьих войск первым заселило Кубань, что основывается по большей части на этнографических отличиях казаков-поселенцев. Донское и волжское казачество относится к великоросскому элементу русского народа, черноморское казачество к малороссийскому элементу русского народа.

Данное различие в ментальности, говоре и традициях между двумя частями кубанского казачества сохранялось всегда, проявляется и в наше время, хотя и в достаточно меньшей степени, чем столетие назад и ранее.

Прежде всего надо понимать, что российское заселение Кубани - это не спор кто первей из казаков пришёл на эти земли и основал поселения. Это глупо и является не более, чем проявление "субэтнического" эгоцентризма. Казачьи войска - это воинские формирования, находившиеся на государственной службе. Конечно, они имели региональные отличия в силу протяжённости и поликультурья российской территории, но, в первую очередь - это государственный инструмент России по освоению и охраны своих окраин. За столетия своего существования казачьи подразделения, войска формировались и расформировывались по мере нуждаемости в них государством. Люди оставались, а их принадлежность к тому или иному войску, или даже сословию, могла меняться, и не в последнюю очередь по мере нуждаемости в этом государством.

Поселение казаков на Кубани - это не своевольный акт казаков, это элемент государственной политики. Даже поселение на Кубани донских казаков во второй половине XVII в. и некрасовцев в начале XVIII в. - это политический акт государства - Крымского ханства, разрешившего им поселиться на Кубани в силу местной геополитической конъюнктуры и активно применявшего их в набегах на российские и черкесские территории.

Не стоит забывать, что после переселения первых казачьих подразделений на Кубань - чуть ранее на северо-восток донских казачьих полков и части волжских казаков, чуть позже на северо-запад Черноморского казачьего войска, в этот регион стало пребывать большое количество переселенцев. Государство наращивало количество переселенцев на Кубани по мере своих и людских возможностей в течении практически полутора столетий. Такое необходимое огромное количество переселенцев, способных заселить и освоить территорию, соизмеримую со среднеевропейской страной, Россия собирала десятилетиями более чем с десятка своих губерний.

Основная масса этих "последующих" переселенцев являлась малороссийскими и велокороссийскими крестьянами, но те и другие - русские, отличавшиеся между собой незначительно в силу исторических последствий феодальной раздробленности единого Древнерусского государства. А самое интересное - большое число этих переселяемых государственных крестьян, однодворцев, кантонистов и представителей разных сословий - тоже потомки казаков. Большое их число принадлежало к расформированному слободскому и городскому казачеству, в своё время охранявшего несколько столетий границы России и осваивавшие окраины у Дикого поля. Кроме того, помимо казаков и крестьян на Кавказе селились семьи регулярных русских войск.

В таком русле можно спорить ещё о том, что среди первопоселенцев помимо донцов, запорожцев, волжцев, черноморцев были слободские и городовые казаки Белгородской, Изюмской засечных линий и т.д. Но это глупо. У каждого из нас предок мог быть казаком какого-либо казачьего подразделения, а то и не один предок и не одного казачьего подразделения. Поэтому правильней говорить о том, что Кубань заселял русский народ во множестве своего этно-культурного многообразия посредством экономического, культурного и военного проникновения в регион. Воинские подразделения, в том числе и казачьи, выступали в этом процессе лишь одной из форм проявления и инструментом распространения русской государственности в регионе, ставшем на то время очередной русской переферией.

Ещё одной отличительной чертой стало то, что в казачество на Кубани стали принимать при Павле I изъявивших на то волю черкесов. Пример - казаки Гривенского аула и станицы Гривенно-Черкесской в последующем, этнически бывшие черкесами, да ещё по большей части мусульманами. Среди них были как рядовые казаки, так и казачьи генералы. Приписаны они были в Черноморское казачье войско, в последующем перешли как и все черноморцы в Кубанское казачье войско. Они и их предки вообще намного раньше появились на Кубани чем черноморские, донские, волжские или иные казаки. Как теперь судить - кто раньше стал заселять Кубань - донцы или черноморцы из числа черкесов?

Поэтому ведение сегодняшнего спора среди представителей кубанского казачества кто из чьих предков раньше стал заселять Кубань - донцы, волжцы, запорожцы или черноморцы - на самом деле это ведение спора о том, какому из своих казачьих подразделений Россия раньше отдала приказ переселится на Кубань для охраны передвинувшейся границы и освоения новой окраины. Не более того.

Северо-западная часть Кубани (Черномория) стала осваиваться Черноморским казачьим войском с 1792 г. Северо-восточная Кубань стала осваиваться несколько ранее и отнюдь не черноморцами.

К концу XVIII в. сформировалась линия русских военный укреплений от Каспийского до Чёрного морей, службу на ней несли регулярные военные формирования и казачество.

Первыми из казаков службу на участке линии в Центральном Предкавказье несли волжские и хопёрские казаки. В 1778 г. на Азово-Моздокскую укреплённую линию с Хопра прибыла и была распределена по станицам первая партия казачьих семейств с имуществом. Население из неказачьих сословий было малочисленно и состояло в основном из торговцев, ремесленников и духовенства.

В 1773 г. в состав хопёрских казаков были зачислены несколько семейств крещённых калмыков, которые тоже поселились на линии. В виду убыли численности казаков из-за тяжёлых условий прикордонной жизни и службы в период с 1785 по 1832 гг. в состав полка были зачислены несколько десятков семей военнопленных поляков, отставных солдат и охотников-переселенцев из малороссийских и южнороссийских губерний. Первое время эти поселенцы считались казаками лишь номинально, как таковыми казаками стало лишь сменившее их поколение.

[img]"[/img]

В 1792 г. Екатерина II по плану генерала И.В. Гудовича повелела поселить на слабо укреплённых участках Кавказской линии по р. Кубани 12 станиц в 3 тысячи семей из 6 донских казачьих полков, которые уже несли здесь службу. Казаки остались недовольны этим решением, взбунтовались и бежали на Дон. Лишь спустя 3 года бунт был подавлен при помощи регулярных войск, тысячу донских семей численностью в 4700 душ переселили на линию по Кубани. Из этих переселенцев образовали Кубанский казачий полк. Поселили их при Усть-Лабинской и Кавказской крепостях, Григорополисском и Прочноокопском укреплениях, Темнолеском ретраншементе, Воровсколеском редуте.

В 1801–1802 гг. в восточной части Кубани основали ещё несколько станиц, которые заселили государственными крестьянами и однодворцами Харьковской, Слободско-Украинской, Воронежской, Курской губерний, а также казаками бывшего Екатеринославского казачьего войска. Эти люди и их потомки, как и часть последующих переселенцев, несли службу в Хопёрском и Кубанском полках Кавказского линейного казачьего войска.

Северо-восточная часть Кубани заселялась более организованно и с большей долей участия государства, чем северо-западная, где был сильней приток беглых крестьян, а их приписывание в черноморское казачество было практически поголовно. Отличительной чертой явилось то, что северо-восточная Кубань заселялась в основном великоросскими переселенцами, северо-западная, по преимуществу, малороссийскими переселенцами.

[img]"[/img]

Это не помешало в 1860 г. из Черноморского казачьего войска, Хопёрского и Кубанского полков Кавказского линейного казачьего войска, потомков казаков из иных казачьих подразделений, разнородных крестьян и представителей местного коренного населения создать единое Кубанское казачье войско. Существует это войско и в наши дни, хотя достаточно отличается от войска второй половины XIX - начала XX вв.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031