Россия / Адыгея / 09 июнь 2018

В дни Великой Отечественной воины аулы Адыгеи изготовляли седла для кавалерийских частей Красной Армии

В седельном производстве существовали широкое разделение труда и специализация. Как видно из приведенных материалов, в изготовлении седла участвовали четыре разных специалиста: арчачннк (плотник), шорник, кузнец и ювелир. С развитием товарно-денежных отношений у адыгов разделение труда в седельном производстве значительно углубляется. Появляются мастера, занимающиеся только изготовлением седельной подушки, уздечки, недоуздка, оклейкой арчака, художественным тиснением4. Мастера не имели общей мастерской, каждый работал у себя дома. Но их связывала общая трудовая деятельность, она объединяла их в своеобразную артель. Однако строгое разделение труда и специализация не везде соблюдалась. Были мастера, которые сочетали изготовление арчака с шорной работой. Работа у них, естественно, не была такой производительной, как у специализированных мастеров. Многие седельщики не были связаны с сельским хозяйством и работали только на заказ и на рынок. Они пользовались наемным трудом. Были мастера, нажившие большое богатство на своем ремесле.

В седельном производстве практиковалось отходничество. Отдельные мастера уходили для работы в города и другие аулы па сезон, два-три года и больше. В кое-кто из них даже навсегда оставлял свое насиженное место. Причины этого были разные: поиск более высокого заработка, конкуренция местных мастеров, отсутствие достаточного рынка сбыта для своих изделий. Седельщики пользовались отходничеством еще в начале

XIXв. Но оно получило широкое распространение в начале XXв. институт ученичества. Большие мастера имели учеников. Они обучали их своему ремеслу бесплатно или за небольшую плату. Обучение арчачному делу длилось год, шорному — от 6 до 12 месяцев. Мастер поручал своим ученикам выполнять работы по дому и хозяйству. Он имел над ними большую власть. За малейшее ослушание он мог подвергнуть их наказанию или совсем прогнать. После окончания учебы ученик работал подмастерьем у своего учителя и получал третью или четвертую часть заработка мастера. Он выполнял простую и грубую работу, а учитель — наиболее тонкую и сложную. В конце XIX — начале XX в. седельное производство переживало спад. Но оно в это время еще более или менее устойчиво держалось. В дальнейшем производство седел все больше и больше сокращалось.

В дни Великой Отечественной воины в некоторых аулах седельники были объединены в артель и изготовляли седла для кавалерийских частей Красной Армии. В настоящее время седельное производство прекратило свое существование.
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031