В Мире / 10 сентябрь 2018

Намаз в Париже

7 сентября мы отмечаем 206 годовщину Бородинской битвы (1812 -2018 годы). Как считают историки, основным итогом генерального сражения при Бородино стало то, что Наполеон не смог разбить русскую армию и это в конечном итоге предопределило его будущее поражение. Легенда о непобедимости французской армии была развеяна… Картина известного художника Ильдара Акжигитова «Намаз в Париже» переносит нас на два года позднее – в 1814 год. Это реальный исторический факт. Воины-татары совершили намаз в Париже – на набережной Сены к северо-востоку от Notre-Dame de Paris – Собора Парижской Богоматери. Это полотно входит в серию работ Ильдара Акжигитва, посвященных известным татарским имамам и деятелям культуры. По словам автора в этой серии будет около 100 работ. Часть из них – портреты имамов Московской соборной мечети и других мечетей - уже выполнена. Работая над созданием каждого портрета, Ильдар Акжигитов тщательно изучает биографию портретируемого. Хотя, порой, это нелегко. Многие из тех, кто изображен на холстах – были расстреляны, погибли в тюрьмах или ссылке. Информацию о них приходится собирать по крупицам. Отпор врагу дал весь многонациональный народ Российской империи. Во всенародном движении против французских оккупантов важную роль сыграли татары–мишари, башкиры-тептяри, чуваши, калмыки, мордва, крымские татары, народы Кавказа….Это известно. Но есть и малоизвестные факты. С началом Отечественной войны 1812 года мусульмане собрали в пользу армии 500 тысяч рублей и отправили на фронт 4139 строевых лошадей. Вскоре было сформировано свыше 30 татарских и башкирских полков по 500 рядовых в каждом, были и отряды крымских татар. В командный состав этих воинских формирований входили 30 человек: командир полка, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартирмейстер, 1-2 писаря, 10 пятидесятников. В каждом полку имелся мулла. Каждый воин имел традиционное вооружение и по 2 коня. Кроме того во время Отечественной войны 1812 года 12 тысяч мусульман несли линейную службу на восточных границах России. Мусульмане на своих плечах вынесли всю тяжесть войны с Наполеоном и последующих заграничных походов, пройдя от западных границ до Москвы, а потом обратно от древней российской столицы до Парижа… Шедшие в авангарде российской армии конные отряды, состоявшие из представителей мусульманских народов, наводили ужас на противника. В призывах к своим солдатам Наполеон говорил, что «Франции грозит нашествие диких татар, которые едят лошадей» По имеющимся данным, именно конный полк, составленный из татар и башкир, первым вошел в Париж в 1814 году. Это были славные 2 Тептярский и 2 Мишарский полки. Никаких «погромов» от «дикарей», как опасались парижане, не последовало. Татары и башкиры не только не «обижали» местное население, но и пресекали любые подобные попытки со стороны других солдат. И это в Париже помнят и по сей день. Несколько лет назад на столичном Сабантуе я видела, как французские туристы с интересом изучали экспозиции, посвященные традиционному татарскому и башкирскому быту. Пожилая дама через переводчика сказала: «Татары и башкиры не допустили, чтобы пострадал Париж и парижане. Спасибо вам».

Комментарии к новости
Фиргат31 октября 2018 10:10
Никаких татарских полков в русской армии не существовало, это были башкирские полки, впрочем как и самих татар. Плюс два мишарских полка, из них только один принимал участие в боевых действиях. 

Вышневолоцкие башкирыЛеонид Константинов18 октября 1812 г. газета «Северная почта» сообщала:

«Из Вышнего Волочка сего октября 3-го, 16-го и 17-го чисел прошли чрез наш город 3 башкирских полка, каждый из 500 человек, с полным вооружением и с множеством заводных верховых лошадей. Они следуют из Уфы, и соблюдаемый ими совершенный порядок военной дисциплины обратил на себя внимание здешних жителей, которые вслед за сими воинами воссылали усердные молитвы ко Всевышнему о даровании им победы над врагами нашими». 
https://www.proza.ru/2017/01/17/1943 

Вышневолоцкие башкирыЛеонид Константинов18 октября 1812 г. газета «Северная почта» сообщала:

«Из Вышнего Волочка сего октября 3-го, 16-го и 17-го чисел прошли чрез наш город 3 башкирских полка, каждый из 500 человек, с полным вооружением и с множеством заводных верховых лошадей. Они следуют из Уфы, и соблюдаемый ими совершенный порядок военной дисциплины обратил на себя внимание здешних жителей, которые вслед за сими воинами воссылали усердные молитвы ко Всевышнему о даровании им победы над врагами нашими». 
https://www.proza.ru/2017/01/17/1943                                                                                     — Употребляется ли вами ныне это вооружение? — спросил я.
— Нет, хазрет, — отвечал Джантюря, — наши молодцы щеголяют ныне в суконных куртках, в киверах и отвыкли от тяжелой кольчуги. В прежние времена башкирцы были не те: бывало, назначат поход — кольчугу на себя, сверху синий кафтан, на голову белый колпак, за спину колчан со стрелами, к поясу пристегнет саблю, в руку копье — и пошел, куда командир велит.
В таком наряде я был на войне с французами и в их большом городе Париже.
— А что, — спросил я, — хорош Париж?
— Славный город, больно славный! Какие бабы там, — прибавил он, смеясь, — бик якши. Только моя жена не пускала меня одного гулять... Хитрая старушонка.
— Как жена, — прервал я его речь, — да разве и она была на войне?
— Была, и медаль имеет.
— Может ли такое быть? На войне ведь!
— Что, хазрет, — сказал старшина, — ты шутишь нами. Ты видел, как мои девки ездят верхом, только пику в руки, то и совсем казак, хоть какого удальца снесут с лошади.                                http://www.hrono.ru/text/2007/zef03_07.html                            
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
x