Россия / 19 июнь 2020

Станет ли Калмыкия пустыней?

Станет ли Калмыкия пустыней?

Одна из главных проблем Калмыкии - деградация земель. Как республика справляется с опустыниванием и можно ли одержать победу в борьбе с песком?

На этой неделе мировая общественность отметила День борьбы с опустыниванием. В Калмыкии проблема остается достаточно серьезной, хоть и не так критична, как в 80-е годы прошлого века. Что делается в республике для того, чтобы остановить пески?

История опустынивания региона началась не сто и даже не двести лет назад. В начале 2000-х годов учеными Института Географии РАН была выдвинута достаточно необычная, а потому смелая гипотеза о том, что современное наступление песков – это не что иное, как результат многовековой деятельности человека. В своих выводах ученые опирались на результаты исследований.

В южной части Калмыкии ученые мужи обнаружили пласты почв, которые были намного плодороднее того, что видим мы сегодня. Некогда в этой местности были луга и богатые травой степи, никакого засоления, что мы наблюдаем в настоящее время. Благодаря радиоуглеродному датированию, выяснилось, что в Х веке на грунте появился солончак. Это время совпало с вхождением этой территории с состав Хазарского каганата, который славился отарами и гуртами. Активный выпас скота не замедлил сказаться на состоянии почвы.


Проблема веками не решалась, а в советское время, с созданием совхозов и колхозов, деградация земель усилилась. Не прекращалась она и в современный исторический период. Несмотря на то, что ученые взывали о переходе к стойловому содержанию скота, фермеры не спешили следовать этому совету: гораздо выгоднее содержать овец и коров на вольном пастбище.

Что мы наблюдаем сейчас

Больше всего от нашествия песка пострадал Черноземельский район. Его административный центр поселок Комсомольский в войне с пустыней каждый год терял свои территории. Устав бороться с барханами песка, жители крайних домов улиц просто оставляли свое жилье и перебирались на новое место жительства. Барханы достигали двух метров, поэтому лопата в каждом дворе была обязательным инструментом.

Сегодня здесь обстановка намного лучше. Если в 80-90-е годы в Калмыкии было порядка 300 га земель, где кроме песка ничего не было, то сегодня их осталось около 80га. Но, как говорят ученые, расслабляться на этом не стоит: пески коварны и всегда готовы вернуться.

Провоцирует деградацию земель не только необдуманная сельскохозяйственная деятельность человека, но и другие факторы. Одним из самых страшных является пожар. Степь и так не может похвастать пышной растительностью, а летом она выгорает под лучами безжалостного солнца. Достаточно небольшого стеклышка, принявшего на себя жгучий солнечный луч, и степь заполыхает. Потушить траву очень сложно, в итоге каждый год в регионе выгорает несколько десятков гектар степи. Часто это место занимают пески.


Ситуация усугубляется и дефицитом водных ресурсов. На юге страны Калмыкия – самый безводный регион. Недаром говорят: где вода, там жизнь. Остается добавить: с водой пески не страшны.

И все-таки республика смогла одержать победу над пустыней. И жители поселка Комсомольский уже не боятся, что придется приносить свои дома в жертву пескам.

Джузгун – уникальная трава

Мало кто помнит, что когда в 1990-м году создавался заповедник «Черные Земли», главной его задачей была борьба с опустыниванием. Заповедник – значит, любая сельскохозяйственная деятельность запрещена. И на этой территории приступили к работе ученые. Ставку сделали на растение джузгун, который отлично показал себя в Средней Азии.

Небольшие кустики отличает удивительная сила воли: если их выдует на одном бархане, они перелетят и зацепятся корешком на другом. Там, где закрепился джузгун – образуется бугорок и песок дальше уже не идет. В первое время каждый год растение высевали на площади в 5-7 га, сегодня масштабы более впечатляющие. Расширился список адаптированных к пескам растений. Их высаживают в соответствии с планом. Например, в этом году осталось засеять еще около 200 га.

Жители поселка Комсомольский, чтобы спасти свои дома, выходили на субботники, высаживали джузгун, осенью собирали его семена, чтобы весной засадить ими новые барханы. Феноменом заинтересовались специалисты из ЮНЕСКО, они приехали как раз, когда жители райцентра высаживали первые семена растения. А потом посетили Комсомольский через три года и были очень удивлены увиденным: пустыня превратилась в степь. Вслед за джузгуном здесь появились и другие растения.


О том, как в советское время боролись с опустыниванием, вспоминает кандидат сельскохозяйственных наук Борис Гольдварг. Именно он в то время занимался вопросами орошения проблемных зон региона:

— С опустыниванием жители Калмыкии столкнулись давно. В советские годы для предотвращения подобных ситуаций власть разработала Генеральную схему по борьбе с опустыниванием. Так, в регионах, где песочные массивы нарастали, в силу вступала реализация методики Генсхемы. Например, в нашей республике активно велась работа по сокращению поголовья скота, мелиорации пастбищ и обустройству дополнительных хлевов для КРС.

Повернуть Волгу вспять

Понятно, что одними растениями решить проблему невозможно, требуется обеспечить республику пресной водой. Сегодня – это самая главная задача, над которой работают правительство и ученые.

Помнится, лет 10 назад в Элисту приезжала большая делегация ученых и сотрудников различных институтов, чтобы решить, может ли иметь право на жизнь проект Николая Очирова, возглавлявшего тогда региональное министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Суть его заключалась в перенаправлении вод реки Волга через озеро Сарпа и дальше – в Каспий.

Аргументом для амбициозного проекта служил тот факт, что миллионы лет назад Волга проходила по территории республики, сохранилось это старое русло. И сегодня о нем напоминает цель озер. Русло во время дождей и таяния снегов наполняется водой. Но из-за высоких грунтовых вод она непригодна на жизнедеятельности человека: слишком большой уровень соли.


Сторонники говорили о том, что проект позволит не только насытить регион водой, но и изменить климат Калмыкии на более спокойный. Противников было больше и аргументы у них более весомые: на реализацию проекта необходимо более 200 млрд рублей, строительство мостов, проездных путей, насосных станция и прочих. Но главное – уровень Волги с каждым годом падает и нет гарантии, что воды хватит для подачи в Калмыкию.

Есть ли альтернатива?

Летом прошлого года республику посетило сразу несколько представителей федеральной власти, главной задачей которых стала оценка решений по обводнению региона. Среди них – министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин.

Вода должна изменить не только жизнь людей, проживающих здесь, но и степь, заставив пески отступить. Была создана рабочая группа по вопросу обводнения республики. И ее первое заседание состоялось в январе текущего года. В нем приняли участие глава РК Бату Хасиков и руководитель Федерального агентства водных ресурсов Дмитрий Кириллов.

Тогда Б. Хасиков определил, что главная задача – найти верные решения. К тому времени уже была проделана определенная работа, например, некоторые мероприятия включены в программу индивидуального развития региона, проведена экспертиза по определению мест предполагаемого строительства сооружений.


Разговор носил конструктивный характер: высказывались мнения о проведении капремонта малых гидротехнических сооружений, рассчитывалась потребность населения в водных ресурсах. Говорили также о целесообразности строительства Элистинского водохранилища, которое будет обеспечивать водой столицу Калмыкии, а также обсуждали реконструкцию Левокумского гидроузла.

На самом деле, в рамках проекта обводнения региона предусмотрено немало мероприятий. Но главным здесь остается экономическая целесообразность. А пока с опустыниванием боремся по старинке – высаживая джузгун.


Источник
Loading...
Комментарии к новости
dvm91831320901 ноября 2021 12:29
Опустынивание земель можно остановить и восстановить только вложением денег налогоплательщиков в высокотехнологические технологии, которые могут решить эту проблему. Для Калмыкии, например, потребуется миллиардов так шесть-семь рублей, что бы в течении и лет так десяти восстановить экологию почвы. Для этого надо поставить заводы по 100% переработке ТБО по экологически безопасной технологии (в России эти технологии есть) на жидкие энергоносители для обеспечения транспорта, производства электричества, производства минерально-органических удобрений, отопление тепличных комплексов, опреснение почвенной и морской воды (мало энергоёмкая технология), и т.д. Затем перевести всё животноводство, включая овец, на стойловое или загонное содержание с навесом от непогоды и обеспечить их полноценными кормами - вот это не сложно сделать в условиях Калмыкии и прилегающих её областей. Животноводство вообще может иметь рентабельность 40% на кормах по рыночным ценам (эта технология уже четверть века пылится в архиве). Но сегодня не реально сделать в условиях российской действительности = не реально, т.к. инвесторы на восстановление экологии Калмыкии деньги вкладывать однозначно не будут, а статьи в бюджете на экологию не предусмотрено. 

Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930