Откуда взялась вера в псоглавцев?
Песьеголовые люди, как и вообще люди со звериными чертами или частями тела, упоминаются во множестве источников. Отсюда у некоторых возникает подозрение, что такие зверо-люди и в самом деле существовали. А в самом деле, почему бы им не существовать, если о них писали многие авторы не только древности, но и относительно недавнего времени?
В целом таким людям обычно приписывались одновременно человеческие и звериные качества. Хотя порой они выступают как обладатели необычайной мудрости. Откуда все это?
Здесь можно все сообщения разделить на несколько категорий. Одна группа описывает псоглавцев на основании рассказов какого-нибудь давно умершего соседа, с которым некогда был знаком дедушкин друг и который когда-то путешествовал до края земли и сам видел, аж мамой клянется. В общем, без комментариев.
Другие, как правило, тоже с чьих-то слов говорят, что псоглавые люди, скорее, звери, чем люди. В таких случаях они даже говорить не умеют и только лают. Это уже интереснее. В таких сообщениях упоминается, что хотя тело у них человеческое и очень крепкое, но голова собачья, а челюсти очень сильные.
В связи с этим многие считают, что речь идет о павианах, голова которых и в самом деле больше похожа на собачью, чем на обезьянью. А уж челюсти у павианов – ого-го! При том тело павиана действительно имеет сходство с человеком, ибо все-таки приматы. Кстати, они не верещат, как макаки, а действительно издают звуки похожие на лай.
В других рассказах псоглавцы носят одежду обычную или из шкур и пользуются орудиями труда и даже оружием. Нередко их описывают как великанов.
Здесь уже просвечивает образ первобытных воинов, которые и в самом деле могли украсить свою голову головой какого-нибудь животного. Если эти люди были достаточно рослыми, то с таким головным убором они и самом деле могли показаться кому-то великанами.
К тому же уже в античное время появилась тенденция романтизировать первобытные народы, «живущие в гармонии с природой и близкие к богам». Вполне вероятно, что это были народы, исповедующие шаманизм, в котором переодевания в животных не являются чем-то редким.
Если такие крепкие ребята попадали в поле зрения наблюдателя, их вполне могли принять за собакоголовых людей. К тому же наблюдатель, скорее всего, в лучшем случае мог наблюдать это со стороны и мельком, поскольку маловероятно, что незнакомые ему народы предлагали поучаствовать в местных мистериях, да еще и рассказывая обо всех подробностях.
Косвенно это подтверждает рассказ о звериных шкурах в качестве одежды. Да и «видели» этих людей, как правило, где-нибудь, на окраинах – в глухих местах.
А потом легенды настолько окрепли, что в них сомневались немногие. Как ни странно, но такие легенды проникли даже в христианство. В частности имеется даже собакоголовый святой – Христофор.
Правда, в реальности этого персонажа имеются гигантские сомнения. Согласно преданиям, он был изначально собакоголовым (происходил из соответствующего племени) и работал, перенося людей через Иордан, ибо был очень силен. Сами понимаете, что никого подобного древние евреи на своих землях не замечали.
Правда, по другой легенде собачью голову Христофор обрел позднее в качестве ответа на молитвы: будущий святой не хотел искушаться собственной красотой. В таком виде его и рисовали на иконах. По крайней мере до первой половины XVIII века, когда Синод запретил такие изображения как противные истине, истории и естеству.
Что же до вещдоков, то с ними туго. Все что есть – это голова собаки, которую считают головой святого. Некогда (за два столетия до указа упомянутого выше Синода) ее видел один архидьякон в Благовещенском соборе и был изумлен, хотя чему здесь изумляться неясно, ибо в деле подделки мощей служители Церкви преуспели давным-давно. Сейчас же якобы эта же самая голова хранится в одном из музеев Европы.
Но поскольку теперь даже католики не верят в подобные церковные сказки, то никакой экспертизы никто и не проводит. Кстати, то, что она лежит не в церкви, не в соборе, а в музее, тоже указывает на то, что разум все же победил.
Что же до остальных псоглавцев, то, скорее всего, это и в самом деле неверно понятое ритуальное переодевание в зверя, которое и сегодня практикуется шаманистами.
Вас могут заинтересовать следующие статьи:
· Что не так с Рождеством?
· Как христиане пытались Мухаммеда грязью облить!
· Священный анабиоз 7-ми Эфесских отроков: что это было?
Источник