Петля времени. 180 лет Российским железным дорогам: вокзалы юга России тогда и сейчас
В 2017 году исполняется 180 лет с открытия первой в стране общественной железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Павловск. Юга.ру вместе с Северо-Кавказской железной дорогой вспомнили, как выглядели вокзалы раньше, и посмотрели, какие они сейчас.
В России железнодорожные вокзалы всегда были больше, чем просто место прибытия или отправления пассажиров. Мало какой хороший советский фильм обходится без сцены на вокзале или в поезде. За 180-летнюю историю российских железных дорог построены сотни вокзалов, неразрывно связанных с историей городов. Каждая дорога старалась иметь свое лицо, свой стиль оформления, свой тип построек. При этом многие города делали вокзалы своей визитной карточкой, и нередко здания вокзалов признавали памятниками архитектуры. Немало таких вокзальных сооружений расположено и на Северо-Кавказской магистрали.
Железнодорожные ворота юга России
Краснодар-1
Датой открытия железнодорожного вокзала Краснодар-1 считается 1889 год. В 1952-м появилось новое здание вокзала по проекту архитектора Волошина.
Железнодорожный вокзал Краснодар-1В отделке использовались ценные материалы: панели и ступени главной лестницы выполнены с облицовкой мраморной плиткой, тамбуры входов, двери — из дубового массива. Лепнина и росписи украшают потолок, а над центральным залом сооружен купол. В августе того же года на башне установили часы диаметром 2 м 20 см, которые монтировал известный часовой мастер Пушкарев. В начале нулевых площади вокзала перестало хватать для возросшего количества пассажиров, и вокзальный комплекс капитально отремонтировали. К зданию вокзала площадью 4,5 тыс. кв. м и общей вместимостью 700 пассажиров пристроили два трехэтажных крыла. После реконструкции вместимость вокзала увеличилась до 2 тыс. пассажиров, а общая площадь — до 11 тыс. кв. м. Станция Краснодар-1 признана памятником архитектуры.
Сочи
История вокзала Сочи связана с открытием в 1927 году регулярного движения на участке между Туапсе и Адлером. К этому времени появилось неказистое сооружение, которому было суждено на какой-то период стать железнодорожным вокзалом Сочи.
Вокзал СочиВ декабре 1928 года станция перешла в ведение Северо-Кавказской железной дороги. В 1934 году в Сочи построили первый железнодорожный вокзал, а в 1950‑м — дополнительный пассажирский павильон. Действующий железнодорожный вокзал открылся в сентябре 1952 года. Его спроектировал академик архитектуры Алексей Душкин. В 1975 году сочинский железнодорожный вокзал внесен в число памятников архитектуры местного значения. К началу летних пассажирских перевозок 1998 года прошла реконструкция здания вокзала Сочи, перрона и высоких посадочных платформ, удлиненных для приема 22 пассажирских вагонов. В настоящее время вокзал Сочи не только обеспечивает высокий уровень обслуживания пассажиров, но и является украшением главного курорта страны.
Имеретинский курорт
Визитной карточкой Северо-Кавказской магистрали можно назвать объекты инфраструктуры, построенные к Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Вокзальные комплексы Адлер, Имеретинский курорт, Эсто-Садок, Роза Хутор, воплотившие в себе новейшие научные достижения, сегодня оказывают огромное влияние на всю систему транспортного сообщения Черноморского побережья, сделав ее рациональной и удобной.
Вокзал Имеретинский курортВокзал Имеретинский курорт (Олимпийский парк) построен к зимним Олимпийским играм 2014 года как основной транспортно-пересадочный узел на время проведения соревнований. Вокзальный комплекс возведен по высоким стандартам с использованием новейших зеленых технологий. Мультифункциональные энергосберегающие стекла, затеняющие конструкции на фасаде, помогают экономить электричество. Пропускная способность рассчитана на пиковый пассажиропоток, достигающий 8,5 тыс. человек в час. Единовременная вместимость вокзала дальнего сообщения составляет 1240 пассажиров, пригородного сообщения — 1300 пассажиров.
Адлер
Железнодорожный вокзал на станции Адлер ведет свою историю с 1954 года. В 1973 году построен административно-бытовой корпус с помещениями для междугороднего телефона и телеграфа, багажным отделением, камерами хранения ручной клади.
Железнодорожный вокзал на станции АдлерВ ноябре 2010 года началось строительство нового комплекса восточнее существующего вокзала. Действующий вокзал Адлер имеет две части — морскую и городскую. Его развернули «лицом» не только к городской, но и к морской части, заложив новый масштаб набережной, с пешеходными зонами и пространствами для отдыха. Кроме основного назначения — крупного транспортного пересадочного узла, здание вокзала выполняет функцию общественного пространства и торгового центра. Главный вестибюль расположен на высоте 10 м над путями, его размеры — 150 на 60 м. На последнем уровне вокзального комплекса располагается рекреационная зона и зимний сад. Фонтан и зеленые насаждения находятся под прозрачными навесами. При строительстве вокзала применены инновационные технологии: энергосберегающие компоненты освещения, солнечные батареи на кровле здания, система сбора дождевой воды для вторичного использования, системы видеонаблюдения, автоматизации и безопасности.
Ростов-на-Дону
История Северо-Кавказской магистрали напрямую связана со строительством главного железнодорожного вокзала в Ростове-на-Дону. Его возвели в 1875 году в пойме реки Темерник на земле, выделенной городской думой под железнодорожное строительство. Тогда это был крупнейший на юге России пассажирский вокзал первого класса.
Главный железнодорожный вокзал в Ростове-на-ДонуБурная жизнь ожидала вокзал в годы Гражданской войны: видел он и английские танки, и генерала Антона Деникина, и военачальников Красной армии. В годы Великой Отечественной ростовский вокзал прославила группа бойцов под командованием лейтенанта Гукаса Мадояна. В ночь на 8 февраля 1943 года бойцы 159-й отдельной бригады перешли замерзший Дон, захватили часть станции и шесть дней держали оборону до подхода советских войск. Здание вокзала не раз достраивали и перестраивали, восстанавливали и реконструировали. Оно простояло более 100 лет — с 1875 года по 70-е годы ХХ века, когда здание по частям разобрали, чтобы освободить место новому вокзалу с высотной башней гостиницы. К началу 90-х годов завершилось строительство комплекса новых зданий железнодорожного вокзала Ростов-Главный. Последняя реконструкция комплекса была выполнена в 2004 году. Тогда вокзал обрел свой современный вид. Все сооружения были объединены в единый комплекс, включающий пассажирское и служебно-бытовое здания с комнатами длительного отдыха, дорожный центр управления перевозками, конкорс. Сегодня вокзал модернизируют к чемпионату мира по футболу.
Таганрог
Железнодорожная станция Таганрог — одна из крупнейших на Северо-Кавказской магистрали.
Железнодорожная станция ТаганрогЗдесь пересекаются важные железнодорожные линии региона в северо-южном и восточно-западном направлениях. Станция Таганрог открылась в 1870 году одновременно с образованием Азовской железной дороги. Разрешение на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, проходящей через Таганрог, получил рязанский купец Я.С. Поляков. Одновременно с устройством путей возвели и здание вокзала. Изначально станция была тупиковой, только в 1902 году от Марцево через блокпост «1279 км» проложили прямой путь, образовавший так называемый Марцевский треугольник. В 1961 году на блокпосту построили здание нового вокзала, которое назвали железнодорожной станцией Таганрог-1. Тогда же прежнему вокзалу присвоили наименование Таганрог-2.
Минеральные Воды
15 июля 1875 года через Минеральные Воды прошел первый поезд, который направлялся из Ростова во Владикавказ. Эта дата считается основанием Минераловодского региона СКЖД.
Станция Минеральные ВодыВ 1878 году возле железнодорожной станции возник поселок Султановский, который в 1906 году переименован в Илларионовский, а в 1921 году получил статус города Минеральные Воды. Вокзал Минеральные Воды, построенный по проекту архитектора Чуприна, введен в эксплуатацию в 1957 году. Его общая площадь составляет более 3 тыс. кв. м. Сегодня это крупный транспортный узел, соединяющий знаменитые курорты со многими городами России. Символ вокзала и региона в целом — орел, раскинувший крылья над фонтаном, расположенным перед центральным входом в здание вокзала со стороны перрона.
Кисловодск
В 1894 году под руководством управляющего Владикавказской железной дороги Ивана Иноземцева было завершено строительство линии Минеральные Воды — Кисловодск. Сегодня общая площадь вокзала, способного принимать 900 пассажиров в сутки, составляет более 1500 кв. м. В одном из залов находится музей железнодорожного транспорта.
Вокзал КисловодскС 17 мая 1894 года по ветке началось регулярное движение. Вместе с развитием курортов возникла необходимость в строительстве железнодорожного вокзала Кисловодск. Первое здание с перронным навесом построено в 1895 году. Постепенно возникла потребность в еще большем расширении, и в 1905 году возведены другие вокзальные помещения. В 1989 году в составе комплекса появился вспомогательный блок. В 2003 году, к 200-летию Кавказских Минеральных Вод, вокзал отремонтировали. Его архитектурный облик дополнили восстановленный питьевой бювет, а также большая многоярусная клумба, окруженная газонами и местами ожидания пассажиров.
Владикавказ
Железнодорожный вокзал Владикавказ — ровесник Северо-Кавказской магистрали, которая тогда называлась Владикавказской железной дорогой. Его строительство завершилось в 1874 году.
Железнодорожный вокзал ВладикавказВ 1875 году открыто регулярное движение между Ростовом и Владикавказом. В 1914–1918 годах введена в эксплуатацию железнодорожная ветка Владикавказ — Беслан. С сентября 1918 года частная Владикавказская железная дорога, включая вокзал Владикавказ, была национализирована. В первой половине 1960-х годов железнодорожный вокзал и прилегающие к нему территории реконструировали, а в начале этого века Владикавказский вокзал оснастили современным оборудованием, упрощающим работу железнодорожников.
Грозный
Вокзал Грозный основан в 1898 году. Здание вокзала гармонично вписывалось в ландшафт строящегося города, который становился центром возрождающейся нефтедобывающей отрасли на Северном Кавказе.
Вокзальный комплекс ГрозныйИмпульс развитию города Грозного на рубеже XIX–XX веков дало формирование транспортной сети. Новую страницу в развитии города открыла промышленная добыча нефти. В 1893 году началась прокладка железнодорожной линии Беслан — Грозный, а в 1898 году основан вокзал Грозный. Здание вокзала гармонично вписывалось в ландшафт строящегося города, который становился центром возрождающейся нефтедобывающей отрасли на Северном Кавказе. Сегодня вокзальный комплекс Грозный имеет пропускную способность 350–400 человек в сутки.
Махачкала
Вокзальный комплекс Махачкала построен в 1973 году, сегодня он считается одним из самых важных железнодорожных узлов на Северо-Кавказской железной дороге.
Вокзальный комплекс МахачкалаВ 1879 году наместник и главнокомандующий войсками на Кавказе граф Воронцов-Дашков обратился с письмом об ускорении строительства железнодорожного пути, связывающего Центральную Россию с Закавказьем. В апреле 1885 года император Александр III утвердил решение комитета министров начать строительство Владикавказско-Петровской железной дороги протяженностью 250 верст. В 1893 году завершилось строительство железнодорожной линии до Порт‑Петровска, а в середине 1899 года она была соединена с Баку. В пределах Дагестана на железнодорожной линии было сооружено десять станций, в том числе Петровско-Кавказская (ныне Махачкала). Современный вокзальный комплекс Махачкала построен в 1973 году. Сегодня он по праву считается одним из самых важных железнодорожных узлов на Северо-Кавказской железной дороге.
Дербент
Дербент — один из древнейших городов мира и самый древний город России, его первое упоминание относится к VI веку до н. э. Вокзал в нем появился в 1898 году.
Вокзал в ДербентеВ 1898 году через Дербент прошла железная дорога Петровск-Порт (ныне Махачкала) — Баку. В том же году построено здание вокзала. В 1900 году вместо деревянного вокзала площадью в 28 квадратных саженей на станции Дербент возвели двухэтажное каменное здание, которое сегодня является одним из красивейших сооружений в городе. Оно построено в так называемом русском стиле с включением местного материала — тесаного камня песчаника. В 2015 году, к 2000-летию Дербента, в здании вокзала был выполнен капитальный ремонт.
Источник: Юга.Ру